Задачи:
— развивать восприятие, внимание, память и мышление, звуко-буквенный анализ и синтез, творческое воображение, фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;
— расширять и активизировать словарь по теме «Деревья»;
— учить делить слова на слоги, устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда;
— воспитывать нравственные качества (доброжелательность, толерантность, умение понимать и помогать друг другу, бережное отношение к природе);
— формировать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом;
— создавать позитивный эмоциональный климат в группе.
Оборудование: картинки с изображением деревьев и плодов; «чудесный» мешочек с контурами листьев; фланелеграф; картинки с изображением хвойных, лиственных и плодовых деревьев; дерево, вырезанное из ватмана, или большая ветка; разноцветные ленточки; карточки с буквами; «билеты» для путешествия; корзинка с орехами.
* * *
Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.
Логопед. Ребята, я хочу познакомить вас с мальчиком Васей и его друзьями.
Послушайте стихотворение:
Однажды приснился Василию сон,
Как будто куда-то отправился он.
С подругой Маринкой, с собакой Батоном
Они очутились в лесу незнакомом.
Вот пальма, осина и яблоня тут...
Они почему-то здесь вместе растут.
Средь рощи оливковой высится липа,
Под липой — береза лианой обвита.
Батон зарычал и залаял тревожно —
Скажите, ну как же такое возможно?
Все страны смешались тут с материками,
С цветами — плоды и стволы — с черенками.
Ну как различить, где тайга, где саванна?
Наверное, это дела урагана!
Психолог. Ребята! Васе приснился интересный, необычный и красочный сон.
Логопед. Вася удивился: почему ему приснился этот сон? Что он означает?
Психолог. Он посмотрел в календарь и увидел, что 21 сентября отмечается праздник — Международный день мира. На планете Земля живут разные народы, у которых свои обычаи и традиции. Мы с вами отправимся в путешествие по всему миру. Вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Логопед. А еще в разных странах живут различные животные, растут необычные растения и деревья.
Психолог. Но самое главное — жить дружно и беречь природу. А еще важно знать и любить то, что нас окружает, друг друга, помогать всем. Поэтому каждый год в сентябре мы и отмечаем Международный день мира. Но нам пора в путешествие. Готовы?
Дети. Да.
Психолог. Сегодня вы узнаете, какие деревья растут на нашей планете.
Психолог. Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам нужны билеты. Вы их получите, если выполните задание.
Игра «Какой лист»
Психолог. У меня в волшебном мешочке лежат листья деревьев и кустарников. Вам нужно определить, какой это лист.
Психолог достает из мешочка листья, а дети говорят, от какого они дерева или кустарника.
Логопед. Молодцы! У всех есть билеты, и мы отправляемся в путешествие по всему миру. Вы уже знаете многие деревья. Помните, что все они имеют плоды. Давайте выполним упражнение. Я буду называть и показывать дерево, а вы — находить и называть его плод. И вместе мы вспомним, где оно растет.
Игра «Плоды»
Логопед показывает картинку с изображением дерева, а дети называют его плоды и выбирают картинки с их изображением.
Словарный материал: актинидия (киви), черемуха (ягода), дуб (желудь), каштан (коробочка), клен (крылатка), олива (оливка), гранат (гранат), апельсиновое дерево (апельсин), манго (манго), береза (сережка), лимонное дерево (лимон), акация (боб), миндаль (орех), секвойя (шишка), яблоня (яблоко), ель (шишка).
Психолог. Ребята, деревья растут в лесах и садах. Леса бывают разными. Давайте вспомним, какими. Если в лесу растут только ели, сосны, лиственницы, какой это лес?
Дети. Хвойный лес.
Психолог. Почему он так называется?
Дети отвечают.
Если растут березы, осины, рябины, липы, как мы называем такой лес?
Дети. Лиственный лес.
Психолог. Почему он так называется?
Дети отвечают.
Как называется сад, где растут яблони (груши, вишни, сливы)?
Дети отвечают.
Упражнение «Посади дерево»
Психолог. Вам нужно выполнить следующее задание: «посадить» свое дерево. Для этого надо взять карточку, на которой нарисовано дерево, назвать его и прикрепить к той картине, где может расти ваше дерево. Важно объяснить, почему вы «сажаете» свое дерево именно на этой картине.
Эстафета «Собери слово»
Логопед. Ребята, вы молодцы! Справились со сложным заданием. Путешествие у нас долгое, и, чтобы не устать, предлагаю поиграть. Давайте разделимся на три команды. Каждая будет собирать свое слово.
Словарный материал: липа, киви, кедр.
Упражнение «Соберем семью»
Логопед. Ребята, в мире мы можем встретить различные хвойные и лиственные леса. Везде растут деревья. Сейчас мы будем «собирать семью» (подбирать родственные слова) к слову «дерево». Если слово, которое я назову, подходит, хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.
Дети выполняют задание.
Словарный материал: деревце, реветь, деревянный, одеревенеть, деревяшка, драка, древесина, драть, краснодеревщик, одеревеневший, дрель.
Психолог. Молодцы, ребята! Нужно выполнить следующее задание.
Упражнение «Дерево Мира»
Психолог. Мы отмечаем праздник — Международный день мира. Вы уже знаете, что в мире растет много деревьев. Давайте мы «посадим» свое дерево — Дерево Мира. У меня много ленточек разного цвета. Выберите ту, которая вам нравится, и привяжите к веточкам нашего дерева.
Дети выполняют задание.
Логопед. Какое красивое дерево у нас получилось. Оно вызывает чувства радости и гордости. Давайте вспомним еще раз, какие деревья мы с вами встречали в нашем путешествии.
Упражнение «Деревья»
Сосна, сосна, Дети отхлопывают слоги.
Проснись ото сна. Потягиваются,
Березка, березка, Отхлопывают слоги.
Утри свои слезки. Смахивают «слезы» со щек.
Дуб, дубочек, Отхлопывают слоги.
Дай листочек. Наклоняются вперед, вытягивают руки вперед, затем разводят их в стороны.
Елочка, елка, Отхлопывают слоги.
Распуши иголки. Стоя на одной ноге, соединяют руки над головой, растопыривают пальцы.
Психолог. Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но деревья за ваши знания и доброе отношение решили вам сделать подарок. У нас есть волшебная корзинка, а в ней — различные орехи. Это вам.
Логопед. Но сначала вспомните, какие ореховые деревья вы знаете?
Дети отвечают.
Молодцы! Угощайтесь.
Дети получают в подарок орехи: миндаль, грецкие, кедровые, фундук.
Авторы: Гуцал И. Д., Мищенко Г. В.
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Нет комментариев. Ваш будет первым!