Конспект образовательной организованной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему "Возвращение пингвиненка Ло-Ло"
Автор: Жиляева Любовь Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ Детский сад №6 «Ягодка» г. Киров Калужская область.
Предлагаю Вашему вниманию конспект для детей подготовительной к школе группы на тему: "Возвращение пингвиненка Ло-Ло"
Назначение: конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателям, музыкальному руководителю.
Цель: Создать условия для формирования целостного представления детей об Антарктике.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям элементарные представления об особенностях географического положения, природы Антарктике;
- формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи живых организмов со средой обитания.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
- развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, ледокол, океан, материк).
- формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов. Находить общее свойство совокупностей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.
Коррекционно-профилактические:
- формировать потребность в двигательной активности;
- формировать основные движения и навыки координации: ходить, ползать, прыгать, удерживать равновесие;
- профилактика сколиоза и плоскостопия;
- развивать мимические мышцы.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
-игра «Собери целое» (тема – природные объекты)
- чтение книг об Антарктиде;
- просмотр мультфильма «Приключения пингвинёнка Ло – ЛО».
Оборудование и материалы:
- картонное яйцо, одеяло;
-географическая карта, глобус;
- макет Антарктического материка;
- макет ледокола;
- кораблики – 10 штук;
- карта – схема (яйцо, клюв, перья, крылья);
- макеты – айсберги с цифрами;
- удочки, рыбки с буквами;
- «осколки» картонного яйца с цифрами;
- сеть с перечнем морских обитателей;
- аудиосопровождение;
- сосуд с морской водой и кубики льда;
- картины обитателей Антарктиды;
(кит, пингвины, морской слон, тюлень, леопард);
- картины; айсберги;
- сумка медсестры;
- мелкие животные Антарктиды ( для оформления макета).
Ход занятия:
( В центре зала лежит завёрнутое в одеяло картонное яйцо, дети входят в зал, обнаруживают яйцо и садятся на ковёр).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, да это же яйцо! Как вы думаете, чьё это яйцо? Кто может появиться из него? Какие животные откладывают яйца?
Дети: - Птицы, змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи.
Воспитатель:- Итак, крокодил и черепаха, змея и ящерица, муравей и птица – все они могут появиться из яйца!
(Раздаётся какой- то шум, дети прислушиваются)
Воспитатель:- Домик круглый, домик белый.
И на вид вполне он целый,
Когда же треснул, наконец,
На волю выскочил птенец.
(Яйцо разбивается, из него выглядывает птенец)
Воспитатель:- Я недавно из яйца,
И похож я на птенца,
Что за птица моя мать?
Где её мне отыскать?
Я не гусь и не павлин,
Догадайтесь! Я … Пингвин!
Воспитатель:- Ребята, подойдите ко мне. Давайте поможем пингвину разобраться. Кто же он? Животное или птица?
Дети: - Птица.
Воспитатель:- Объясните, почему вы так считаете?
Дети: - Клюв, крылья, перья, яйцо.
Воспитатель:- А Алина на схеме покажет характеристики птиц.
Ребёнок: - У птицы есть клюв.
И у нашего пингвина есть клюв.
У птицы есть крылья.
И у нашего пингвина есть крылья.
Птица появляется из яйца.
И наш пингвин появился из яйца.
У птиц есть перья.
А у пингвинов туловище покрыто не перьями, а пухом.
Воспитатель:- А сейчас поиграем в игру «Что верно?».
«Все птицы имеют крылья. Пингвины – это птица, значит, у него есть крылья».
«Все птицы имеют крылья. У бабочки тоже есть крылья, значит, бабочка – птица».
Дети: - Нет.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- У бабочки нет клюва, перьев.
Воспитатель:- Все птицы появляются из яйца. И черепаха из яйца, значит черепаха – птица.
Дети:- Нет.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- У черепахи нет клюва, крыльев, перьев.
Воспитатель:- Это пингвинёнок. Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья. А где живут пингвины? (Наверно там, где холодно).
На прошлом занятии мы путешествовали в Арктику. Вспомните, посмотрите, какие животные живут в Арктике? (Смотрят на панно животных).
- А пингвины там были?
Дети:- Нет.
Воспитатель: - А где находится Арктика?
Дети:- На Северном полюсе.
Воспитатель: - Ребята, а где нам искать маму пингвина?
Что бы узнать точное место, нужно собрать из осколков целое яйцо.
Если скорлупу мы соберём,
Место узнаем и карту прочтём.
Ребята, вы должны решить пример, найти ответ в маленьких осколках и выложить его на изображение яйца.
Да это же Антарктида. Давайте её найдём на глобусе. Вокруг иного голубого цвета. Что это?
Дети:- Вода.
Воспитатель:- Антарктида, Антарктида.
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
- Ребята, каким цветом обозначена Антарктида?
- Что обозначает белый цвет?
Дети:- Снег, лёд.
Воспитатель:- Давайте отвезём пингвинёнка в Антарктиду, ведь именно там обитают его родственники. А заодно с вами исследуем этот материк.
Я знаю, что в Антарктиде очень холодно. Назовите, что нам понадобиться нам в пути?
Дети: - Одежда, продукты, компас, бинокль.
Воспитатель: - Во время путешествия может случиться всякое, поэтому вместе с детьми на Южный полюс отправляется медицинская сестра.
( Медсестре дать сумку)
Возьмите кораблики и поплывём.
(Звучит «Песня мамонтёнка»)
Воспитатель: - Поставьте кораблики. По какому же океану мы плыли? Для того, чтобы узнать его название, нам нужно поймать рыб с разными узорами и буквами, и сложить их так, чтобы получилось название океана.
(Игра «Зашифрованный океан» - дети вылавливают рыб с разными узорами и буквами, соединяя буквы, получают название океана – «Тихий»).
Физкультминутка «Дельфин»
Воспитатель: - Оденем скафандры. И познакомимся с жителями океана. Осторожно, ребята, в океане расставлены сети, в которые попали разные морские обитатели. Давайте отпустим их в океан.
(Дети по очереди их берут, называют и отпускают в океан, выкладывая панно «Жители океана).
Воспитатель: - Наступили холода,
Кружат белые снега.
(медсестра проводит под музыку согревающий массаж)
- погладить края ушных раковин – 4 раза;
- нажать на мочку ушей – 4 раза;
- «подёргать» носом – 4 раза;
- «догонялки»: ударяя подушечками пальцев по поверхности головы;
- потереть ладошки друг о друга до сильного тепла.
Воспитатель: - Под промёрзшим небосводом
Ледники сползают в воду.
И плывут вон там вдали,
Ледяные корабли.
(дети смотрят в бинокли).
Воспитатель: - Всем! Всем! Всем! Будьте осторожны на морском пути. Замечен айсберг – это огромная плавучая гора! А приплывает большинство плавучих ледяных островов – великанов из Антарктиды. Медленно сползает лёд с берега и ещё один айсберг отправляется в плавание.
Смотрите, перед нами проплывают огромные ледяные глыбы. Они называются айсбергами. (Смотрим картинки)
Воспитатель: - Мы уже знаем, почему айсберги плывут.
(Их подгоняют ветер, течения).
Ещё мы знаем о том, что основная часть льда находится под водой, мы её не видим. А когда глыбы льда попадают в тёплые течения, они подтаивают.
Давайте посмотрим, как это бывает.
(Проводится опыт. В прозрачный сосуд с морской (подсоленной) водой помещают кубики льда – это маленькие айсберги).
Воспитатель:- В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Но она не мертва. Просто обитатели её держаться поближе к берегу. Тут и теплее, и пищу в море легче раздобыть. А теперь продолжим наше путешествие .Добраться до берега нам поможет особый корабль Ледокол. Ледокол – это прочный корабль, который раскалывает крепкие льды:
- какие айсберги вы видите вокруг?
- какие айсберги находятся вблизи от нас, а какие – вдали?
- какой айсберг плывёт слева от нас, а какой – справа?
- какой айсберг доплывёт до нас раньше, а какой – позже?
- какой айсберг самый высокий, самый низкий?
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
«Ледовитая» земля-
Малый ход! Машина стоп!
Здравствуй, Антарктида!
(Дети выходят из корабля)
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, сюда приплыли киты.
Киты – самое большое животное, больше слона. Самый громадный из них – голубой кит. А ещё есть кит – кашалот – он набирает воздух и исчезает в море на целых полтора часа.
Морской слон – крупное животное. Мордочка у него вытянута в хобот из губчатой ткани, который свисает в виде мешка. Он питается рыбой, акулами, моллюсками, рачками. А боятся пингвины клыкастого и пятнистого, как леопард, тюленя – морского леопарда.
- Чем известен Южный полюс?
Ребёнок: Стихотворение «Чем известен полюс Южный».
Воспитатель: - Мы с тобой идём вперёд,
Очень удивляемся:
Слева – лёд и справа – лёд,
Даже перед нами лёд.
Где же он кончается?
Что–то я замёрзла, давайте согреемся.
(Дети выполняют упражнение).
- «Давайте согреемся»,- хлопают ладонями по плечам, произнося «У – х-х»- 6 раз;
- «Постучим ножкой об ножку» - 4 раза;
- Прыжки на одной ноге (левой, правой), руки на пояс – 6 раз.
А вот и пингвины. Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают нигде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже отложить нельзя – замёрзнет пингвинёнок!
Мама – пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину – папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины – взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Когда детёныш подрастает, его отправляют в пингвиний детский сад, где малыш находится под присмотром пингвинов – воспитателей.
Чтобы выжить в Антарктиде, нужно многое уметь и о многом знать. Они учатся быть сильными, ловкими, проворными.
Воспитатель: - А сейчас вы пингвины. Давайте вместе с пингвинами поймаем рыбку.
( Оздоровительная гимнастика. Звучит музыка).
- «Ловим рыбку» - ноги врозь на ширине плеч, рук – «крылья» в стороны. Наловить вперёд – 4 раза;
- «Неуклюжая ходьба» - на внешней стороне ступи, с поджатыми внутрь пальцами.
- « Как плывёт пингвин» - лёжа на животе, руки вдоль туловища. Покачаться.
Воспитатель: - А сейчас будет музыкальное занятие. ( Танец « Пингвины»). Ребята, пингвины дарят нам этот замечательный макет Антарктиды. Расставьте на нём обитателей Антарктиды. ( Под музыку).
Как красиво! Спасибо вам, пингвины, а нам пора возвращаться.
( Дети садятся в корабль и уплывают).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весна
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Речевое развитие
Совместная деятельность для детей подготовительной группы. Путешествие по сказкам
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе