Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Краеведение Экскурсия по родному городу для школьников

Экскурсия краеведческого характера «По родным тропинкам»
Автор: Камолова Алла Петровна, воспитатель ГОСШИ № 9, г. Горловка.
Пояснительная записка.
Краеведение помогает школьникам видеть красоту окружающего мира, развивает познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края. Самая интересная форма работы краеведческого направления для ребят это, конечно же, экскурсия. Во время экскурсии воспитатель знакомит воспитанников с историческим прошлым родного края, ненавязчиво и доступно, в то же время занимательно и интересно вводит ребят в мир природы, воспитывает нравственное и эстетическое отношение к окружающей действительности, формирует умения вести себя в природе в соответствии с экологическими нормами поведения.
Чаще всего такие экскурсии проходят недалеко от школы, поэтому предлагаемый материал поможет классным руководителям и воспитателям школ-интернатов проводить такие экскурсии в своей местности с детьми среднего школьного звена.

Цель: Воспитывать любовь к Родине, к её историческому прошлому, способствовать желанию изучать прошлое родного края.

Задачи:
• закрепить и расширить знания школьников о растительном мире родного края;
• научить ребят применять приобретенные знания на практике в экстремальных ситуациях;
• развивать эстетический вкус воспитанников.
Ход экскурсии
Проходя улицами села Короленко, воспитатель обращает внимание детей на красоту садов, на пышность зелени, проводит небольшой экскурс в историю города.

Воспитатель: Эти улицы помнят самые давние времена. Знаете, ребята, а ведь село Короленко когда-то, очень давно, имело совсем другое название.
В 18-м веке, на своей земле села Железное, Андрей Власенко построил хутор около истоков речки Скотоватая. На речке построил ставок для нужд хозяйства, соорудив при этом две плотины – ниже поперек реки и южнее слева, так как там была пойма двух притоков. Хутор на правом северном берегу заселили односельчане, назвав его Андреевка, в честь первого поселенца. Сегодня этого села уже не существует, но еще 5 сентября 1943 года оно существовало, так как по информации Подольского военного архива на территории села Андреевка похоронены два убитых красноармейца.
Следов села нет, потому что хаты были построены из самана. Саман – это большие кирпичи из глины, соломы и конского навоза. Когда хата разрушается, это место очень быстро зарастает травой и уже через два-три года ничего не напоминает о том, что здесь был дом.
Не исчезли в селе Андреевка только фруктовые деревья, которые росли во дворах селян. И остановка городского транспорта на перекрестке улиц Беспощадного и Минина-Пожарского осталась со старым названием – Андреевка.

Из переулка Толстого села Короленко экскурсия выходит на территорию автодорожного института. Воспитатель обращает внимание детей на место, где берет свое начало, среди каменных сооружений, одиноких деревьев и бурьяна одна из Горловских речек – Скотоватая.
Короткий отдых и рассказ воспитателя о речке Скотоватая.

Воспитатель: В нашем городе Горловка существует 29 речек. А какая речка главная для нашего города? Если вы спросите об этом москвича или киевлянина, то получите ответ сразу и без сомнений. А для нас, горловчан, в разные периоды времени, столелия и эпохи, раличные реки занимали доминирующее положение. Среди них были такие, как Лугань, Железная Балка, Корсунь, Скотоватая.
Сейчас мы с вами находимся на месте «рождения» речки Скотоватая. Именно здесь, около учебных корпусов автодорожного института она берет свое начало. Ручейки сливаются вместе и впадают в Андреевский ставок, первый в каскаде Короленковских ставков.
Сама Скотоватая – это маленькая речечка длиною 7 километров. Гидроним происходит от староукраинского слова «скоты» - лисячьи норы. Много было когда-то лисиц на берегах речки Скотоватая. На её берегах располагались два села и оба исчезли. А вода в Скотоватой была чудесной, чистой и вкусной, потому что выходила из глубин земли.
И сегодня главной речкой нашего города остается Скотоватая, так как в её бассейне построены жилые микрорайоны, расположены почти все учреждения образования, культуры, спорта, памятники, больницы. Через бассейн местной речки проходят все линии местного электротранспорта и много автобусных маршрутов.
Путь воды речки Скотоватая: речка Железная Балка – речка Кривой Торец – речка Казеный Торец – речка Северский Донец – речка Дон – Таганрогский залив Азовского моря. Вот так наша маленькая Скотоватая несет свои воды в Азовское море.

Путешествие продолжается от истоков Скотоватой к Андреевскому ставку.

Воспитатель: Ребята, попробуйте найти растения, полезные для человека.

Дети рассматривают поляну.

Ученики: Мы нашли подорожник.

Школьники вспоминают, что в этой местности можно найти много видов этого растения. Но сейчас они думают, что это подорожник ланцетолистый.

Воспитатель: Как вы определили этот вид?
Ученики: Потому, что его стебель – бороздчатый, а листочки – узкие и короткие.
Воспитатель: Какие качества подорожника могут помочь человеку?
Ученики: Этот вид подорожника просто незаменимый в походе. Если вдруг поранил руку или ногу, ударился или натер мозоль, то во всех случаях поможет подорожник. Его листья надо немного помять и приложить к больному месту. Это поможет снять боль, остановить кровотечение и вылечить.
Воспитатель: Какие полезные качества этого растения?
Ученики: Его можно кушать, из молодых листьев делают салат.
Воспитатель: Правильно, а чтобы наш салат был еще вкуснее – попробуем найти листочки щавля, крапивы, сорвем дикий лук, дикий чеснок, все помоем, порежем, смешаем, посолим.
Ученики: О, крапиву мы уже нашли!
Воспитатель: Когда-то из стебля крапивы, как сейчас из конопли, делали очень крепкую пряжу для изготовления крепких тканей и канатов. Крапива широко использовалась и используется сегодня в народной медицине как кровеостанавливающий способ. Листья крапивы очень богаты витаминами.

Увидев лопух, дети вспоминают, что его молодые листья тоже можно положить в салат. Воспитатель напоминает ребятам, что растениями надо не только пользоваться, но и сами они тоже нуждаются в помощи и бережном отношении.

Воспитатель: Много растений из-за неправильного использования исчезают совсем. Такие растения занесены в Красную Книгу. Ко всем растениям нужно относиться бережно, не наносить им вред.

Воспитатель предлагает детям выкопать корни лопуха. Это тяжелая работа, но дети стараются.

Воспитатель: Теперь лопух почистим и попробуем. Что вам напоминает его вкус?
Ученики: Кажется, картошку, только сладкую.

Затем ученики находят растение с длинными колючками и желтыми цветочками. Это - осот.

Воспитатель: Если сломать стебель осота, то растение выделяет молочно-белый сок.

Один из учеников, не дождавшись конца рассказа воспитателя, попробовал сорвать осот и поранил палец. Остальные ребята, сразу же, перебивая друг друга, посоветовали приложить к ранке листик подорожника.

Воспитатель: А теперь мы направляемся к Андреевскому ставку. А вот и он: чудесный вид, деревья растут вокруг воды, здесь очень пышная зелень, широкое голубое небо, очень теплые солнечные лучи. А сколько комаров, мух и бабочек летает над водой! Даже дятел недалеко работает.

Группа девочек нашла большой ствол старого дерева, села на него и долго-долго рассматривала красивый пейзаж.

Воспитатель: А теперь послушайте историю этого ставка. Речка Скотоватая впадает в Андреевский ставок – первый в каскаде Короленковских прудов. Во время строительства учебных корпусов автодорожного института Андреевский ставок пытались уничтожить. Когда рыли котлованы, то грунт не вывозили, а засыпали им верхнюю часть ставка. Но умные люди запретили уничтожать прекрасный пруд. Он живет, а с весны и до самой осени над ним сидят рыбаки. Вода в этом ставочке очень чистая.

Дети продолжают распознавать полезные растения. Среди них и те, которые употребляют в пищу – гусячьи лапки, аир. Воспитатель помогает детям отличить камыш от аира.

Воспитатель: Если листья камыша крепкие, с режущими краями, похожи на осоку, то листья - аира мягкие, нежные, беловатые у основы. Именно эту часть и можно кушать. Корневище аира имеет приятный пряный запах, на вкус – горьковато-пекучий. Если у кого-то заболит зуб, стоит приложить корень аира, и сразу же боль пройдет. В свое время турки очищали этим корнем воду для питья.
Я знаю интересную историю, связанную с камышом. Он хорошо прислужился запорожским казакам. Устраивая засады, казаки прятались от врага на дне речки. А чтобы можно было дышать, брали в рот стебель камыша, как трубку, а другой конец выставляли над водой. Таким образом, казаки оставались невидимыми для турок.
Сегодня камышом украшают квартиры, сооружая красивые композиции.

Воспитатель обращает особое внимание детей на то, как отличить ядовитые растения от неядовитых на примере болиголова.

Воспитатель: Это растение очень ядовитое и принадлежит к семейству зонтиковых. Часто его принимают за петрушку. Похожи не только листья, но и корень, поэтому, чтобы не ошибиться и не навредить себе, надо всегда помнить, что нижняя часть стебля болиголова покрыта черно-бурыми пятнами, а у самого растения – неприятный запах. Это ядовитое растение широко используется для изготовления медицинских препаратов.

В небольшом лесочке дети находят тихую полянку, где и решают сделать привал. У маленького костерка продолжается «путешествие в растительный мир» родного края в игровой форме: отгадывание загадок о растениях, пение песен, рассказы легенд.

Воспитатель: Всем нравится легенда о цветке папоротника. Это таинственное растение цветет в ночь на Ивана Купала. Кто сумеет найти его цвет, тому оно принесет счастье. Поэтому и в наши дни молодежь ходит в лес на поиски цветка счастья.
Очень много легенд существует и про лилию, которую почитают с давних времен. Изображение этого цветка найдено на фресках, сделанных 3500 лет тому назад на острове Крит. Там цветок лилии служил эмблемой местной богини, которая опекала рыбаков, моряков и охотников. Согласно древней римской легенде, из лилии появился грозный бог войны. Это отобразилось в названии цветка «лилия Мартагон», что означает – лилия, которая родила Марса. А сибиряки рассказывают, что этот цветок появился из сердца казака-героя, погибшего, защищая свою Отчизну. Вот почему даже прикосновение к лилии дарит человеку смелость, силу и выносливость.

После небольшого отдыха дети отправляются к Короленковским ставкам.

Воспитатель: Четыре ставка нашего города называются Короленковскими. Это место летнего отдыха для жителей Центрально-городского района нашего города.

С большим удовольствием дети проходят вдоль ставков через деревянный мостик над густым камышом, сидят возле рыбаков, рассматривают их улов, наблюдают за лодками отдыхающих. Все вместе делают вывод, что только благодаря нашей местной пышной и цветущей природе мы живем.
На берегу последнего ставка воспитатель делает еще один экскурс в историю родного края.

Воспитатель: Очень много известных людей посещали наши края. В 1696 году царь Петр I отдыхал на речке Лугань. Жители села Байрак показали ему великое богатство своей земли – каменный уголь, демонстрируя, как он горит. И тогда царь Петр I сказал: «Сей минерал полезен будет народу».
Ходил нашими местами и Кондратий Булавин со своими повстанцами. Это именно его Петр I велел гетьману Украины Ивану Мазепе поймать и отправить в Московию. В нашей местности в честь Кондратия Булавина назван поселок Кондратьевка.
Антон Павлович Чехов часто путешествовал берегами Лугани. Это было во время его переезда из Таганрога в Святогорск и дальше в центральную Россию. Не мог он не остановиться и не выпить чистой ключевой воды.

Подведение итогов экскурсии
На следующий день, подводя итоги экскурсии, воспитатель опрашивает детей – чем запомнилось им путешествие тропинками родного края. Ответы детей очень разнообразные: небычно, удивительно, радостно, интересно, спокойно и весело. Отметили ребята и то, что узнали о новых качествах уже знакомых им растений.
Дети делают вывод, что жизнь растений, их истории очень интересны, что есть растения очень полезные для людей, а есть и такие, которые очень вредны и об этом надо помнить.
После рассказов воспитателя о некоторых эпизодах прошлого нашего города у школьников появилось желание самим изучать историю родного края.

Список использованных источников:
• Гродинский А.М. «Лiкарськi рослини. Енциклопедичний довiдник». – К., 1990г.
• История городов и сел УРСР. Донецкая область. – К., 1968г.
• Носаль И.М., Носаль М.А. «Лiкарськi рослини i способи iх застосування в народi». – К., 1962г.

Рекомендуем посмотреть:

Обзорная экскурсия по Франции для школьников Экскурсия в Царицыно Экскурсия по страницам школьного краеведческого музея Игра по краеведению для школьников

Похожие статьи:

Деловая игра по краеведению для школьников 7-9 класса

Участник №22 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 октября 2017 года по 5 февраля 2018 года
Литературно-музыкальная композиция для школьников к Празднику Белых Журавлей. Сценарий | Детский новогодний праздник. Сценарий для начальной школы
Опубликовано: 1430 дней назад (26 октября 2017)
Просмотров: 2676
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!