Деловая игра по краеведению для школьников 7-9 класса

Деловая игра для 7-9 класса «Любопытный дилижанс»

Игра предназначена для использования на уроках или во внеклассной работе по географии при изучении тем по краеведению.

Цель: научить оперативно и адекватно оценивать социально- экономические условия; сравнивать их по выбранным позициям; принимать творческое решение; работать индивидуально и в группе; умело отстаивать свою точку зрения.

Ход игры

Учащиеся распределяются на группы по 5-6 человек. Каждая группа составляет «экипаж» дилижанса. Анализ и принятие решений проводятся совместно всей командой. Необходимо каждому «экипажу» выбрать место жительства и открыть свое прибыльное дело.

Каждый «экипаж» отправляется на свою станцию.

1. Прибытие дилижанса на 1-ю станцию (Палассовский район), обсуждение особенностей региона, выработка резюме по его социально-экономическому развитию и пригодности открытия своего определенного дела с учетом выявленных особенностей.

2. Прибытие дилижанса на 2-ю станцию (город Котово), обсуждение, принятие решений.

3. Прибытие на 3-ю станцию (город Михайловка), обсуждение, принятие решений.

4. Прибытие на 4-й станцию (Котельниковский район), обсуждение, принятие решений.

5. Прибытие на 5-ю станцию (город Урюпинск), обсуждение, принятие решений.

Выработка конкретного места жительства для основного персонажа; разработка этим персонажем плана-проекта своего дела в выбранном регионе.

Основные роли и их функции:

1. «Кучер». В его функции входит: сообщение о станции прибытия, об особенностях географического положения, отраслях хозяйства, природно-ресурсной базе, крупных предприятиях. Получает «маршрутный лист» и оглашает станцию прибытия.

2. «Пассажир-маркетолог». Дополняет информацию «кучера» о положении станции; обсуждает составление плана-проекта с учетом маркетинговых исследований, т. е. рынок сбыта (определяет, чем может торговать район с учетом его сырьевой базы). Ведет редактирование, составляет резюме.

3. «Пассажир эксперт-транспортник». Дополняет информацию, вводит поправки, знакомит «экипаж» с транспортными условиями района; принимает участие в составлении плана-проекта. Песет ответственность за материально-оформительское обеспечение игры.

4. «Пассажир-эксперт по кадрам». Дополняет нужную информацию, вводит поправки, рассказывает о демографической ситуации района, квалификации кадров. Участвует в составлении плана-проекта. Несет ответственность за подготовку кадров.

5. «Господин Б» - основной персонаж игры. Его функции: экспертная оценка суждений, предложений участников по открытию дела с учетом соответствующих возможностей.

Команда-победительница определяется по следующим критериям:

1. Оценка итогового резюме, которое известно ребятам заранее.

2. Соответствие резюме целям игры, его полнота и необходимость наличия плана-проекта.

3. Полнота материалов, собранных в ходе игры, наличие четкого территориального участка в данном районе на предполагаемое место жительства и возможностей для занятия предлагаемым видом деятельности.

4. Полнота материалов (карты-схемы, графики, диаграммы, таблицы).

5. Сообщение о деятельности, аккуратность, оригинальность, четкость и последовательность выполнения своего проекта.

После выступлений каждого «экипажа» жюри подводит итоги, награждает лучший дилижанс.

Пример описания одной из возможных территорий для размещения предприятий по производству мебели в городе Михайловке.

На территории района есть значительный потенциал трудовых ресурсов, близость потребителей мебельного производства, в то же время имеются социальные и экологические проблемы: складывается ситуация, когда люди не могут трудоустроиться или найти достойную работу; наличествует достаточно специфическая ситуация, вызванная мозаичностью национального состава населения (узбеки, татары, армяне, таджики и др.). Все это приводит к склонности злоупотреблять нетрудовыми и криминальными доходами.

Эти факторы затрудняют потребительскую ценность, ее сбыт. Для самого производства мебели есть все, что необходимо: подготовка кадров - это обучение в самой Михайловке (на базе ПТУ-5), областном центре; существует достаточно производственных площадей; появилась возможность трудоустроиться еще 1,5-2 тысячам людей.

Михайловна - это город областного подчинения. Расположен в северо-западной части области. Территория города 5,9 тыс. га. В городе проживает 63,7 тыс. человек.

В городе насчитывается более 20 производственных объединений.

Есть предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; комбинат по производству цемента и шифера; завод пусковых двигателей. Город насчитывает 70 строительно-монтажных организаций, 6 больничных учреждений, 18 школ, 7 библиотек. В южной части города расположено самое живописное место - пойма р. Медведицы, где расположены лесные угодья. Проанализировав ситуацию, сложившуюся на рынке города Михайловки, можно предположить размещение мебельных цехов. Михайловка занимает удобное транспортное и географическое положение, находится на пересечении главных государственных магистралей: автомобильной - Волгоград-Москва и железнодорожной - Волгоград-Москва. По этим трассам можно беспрепятственно доставлять необходимое сырье из Волгограда (лесобаза, деревообрабатывающий комбинат); водные ресурсы - река Медведица и подземные воды; электроэнергия - Михайловская ТЭЦ, производящая 18 тыс. кВт час, или использование своих собственных «ветряков» (при изучении местных условий, «розы «ветров, есть необходимость в увеличении электроэнергии в районе).

Проанализировав все показатели, считаем, что в городе Михайловке можно производить различную мебель, а не ввозить ее в область из других регионов (из Ростова-на-Дону, Саранска, Нальчика, Волгодонска, Саратова, Моздока, Москвы, Казани, и Питера) Мебельное производство в Михайловке поможет за счет налогов улучшить инфраструктуру города, усилить культурный досуг людей, увеличить отчисление средств на дорожное строительство, наладить спортивную работу и изменить жизнь горожан к лучшему.

Автор: Мaринa Евгeньeвнa Сeргeeвa

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для школьников «Аукцион знаний»

Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля

Интеллектуальная игра для 5-6-7 класса

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Вероника Владимировна Швенк # 28 августа 2017 в 09:07 +1
очень увлекательная игра для развития экономической грамотности учащихся, оценки проблем родной земли и следственно неравнодушного отношения к маленькой Родине. Здорово! Спасибо!