Урок по ОДНКНР на тему: «Семья – хранитель духовных ценностей»
Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей»
ОДНКНР для 5 класса
Цель: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Что же еще может объединять семью?
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция?
Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Какие традиции вы знаете?
Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
• Передача семейных реликвий подрастающему поколению
А в ваших семьях какие есть традиции?
- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.
Записывают определение семьи.
Структура урока
Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности 5-6 мин.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на нашем открытом мероприятии. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Перед вами на парте три кружочка: оранжевое – “я готов активно работать на уроке”, зеленое – “я не готов к активной работе, нет настроения”, серое – средняя степень готовности, нейтральное настроение. Покажите, пожалуйста, то, которое соответствует вашему настроению сейчас. Вы все готовы активно работать на уроке. Молодцы!
Установка: подумать о смысле притчи
Кто прав, кто виноват?
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.
Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.
Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.
И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»
Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»
Обсуждение:
О чем эта притча???
На земле существует немало притч. Одни из них посвящены любви, другие – семье, третьи – дружбе. Этот список можно долго перечислять, но ясно одно: каждая притча имеет поучительный характер и несет в себе глубокий смысл.
И Какие бы ни создавались притчи о семье, короткие или длинные, они всегда учат человека правильно относиться к жизни и ценить свою семью.
Формулируют и записывают тему: СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
2. Актуализация знаний.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.
3. Изучение нового материала.10 – 12 мин.
Слово
СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.
Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
- А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех членов семьи?
Задание 1. Для этого вам понадобится РОМАШКА.
У вас есть лепестки для создания ромашки. НО не все они подходят. Необходимо найти нужные и создать свой цветок.
ЛЮБОВЬ. ДОБРОТА. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ. СОГЛАСИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАБОТА. МИР. УЮТ. ВЗАИМОВЫРУЧКА
НЕПОНИМАНИЕ. ЗЛОСТЬ. ОБИДА. НЕУВАЖЕНИЕ. НЕТЕРПЕНИЕ. РАЗДРАЖЕНИЕ. НЕНАВИСТЬ. СЕРДИТОСТЬ
Из подходящих лепестков дети делают ромашку на доске. Те лепестки, которые не подходят бросают в черный ящик с комментариями.
Задание 2. Взять веревку. Представьте себе.. что эта веревочка - нить в отношениях родственников. Помогите мне - из чего состоят отношения? (Завязывать шуточные узелки). А что же будет.. если друг друга не уважать и "тянуть одеяло на себя" (попросить помочь кого-нибудь дернуть веревку с другой стороны) - она развяжется. Какой вывод можно сделать. Что произойдет?
Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.
Пословицы и поговорки.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• На что и клад, когда в семье лад.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Притча о семье любви и верности. Притча о хрупкости любви
В одной деревне поселился мудрый старец. К нему постоянно приходили маленькие ребятишки, потому что он очень любил и непрерывно баловал их. Человек всегда преподносил им удивительные сюрпризы, сделанные, однако, из самых непрочных материалов.
Дети очень берегли их, но игрушки быстро портились. Они не сдерживали слез, потому что подарки им очень нравились. Чтобы утешить малышей, старец снова делал им сюрпризы из еще более непрочных материалов.
Их родители не способны были постоянно смотреть на слезы своих детей и, объединившись, однажды подошли к дому старца. Они сказали ему:
— Мудрец, мы верим в твою бесконечную доброту. Но игрушки наших сыновей и дочерей быстро ломаются, а они горько плачут. Мы видим, как малыши берегут их, но ничего не получается. А подарки настолько замечательные, что поставить их на полку и только любоваться ими нельзя, детям хочется брать их в руки.
— Подождите, пройдет еще несколько лет и другие люди начнут дарить им свои души. А они еще более хрупки, чем эти подарки. Но они уже научатся понимать, как дорого то, что дает им другой человек, и, возможно, сумеют сберечь чужое сердце.
Рефлексия. Карточки.
Фамилия, Имя, класс _____________________________________
Тема урока: _____________________________________________
Ответьте на вопросы.
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
____________________________________________
2. Вспомни качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
________________________________________
3. Что такое традиция? _____________________
4. Какие традиции могут быть в семье? ______________
Как ты оцениваешь свою работу на уроке? __________________
Что бы ты хотел еще узнать по данной теме? ________________
Домашнее задание. По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
1. Поговорить с родителями о ценностях и традициях своей семьи.
2. Подобрать пословицы о семье, можно разных народов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока ОДНКНР, 5 класс. Библия - Священная книга христиан