Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование устного народного творчества и литературных произведений на занятиях по декоративно-прикладному творчеству

Опыт работы педагога дополнительного образования. Использование устного народного творчества и литературных произведений на занятиях по программе «Забавные поделки» и «Бумажные фантазии» с детьми 5-8 лет

Назначение: Выступление на педагогическом совете.
Описание: Данный выступление будет интересно педагогам, занимающимся в это сфере педагогической деятельности.
Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью педагог легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, рассказы, стихи, загадки – являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Использование устного народного творчества и литературных произведений на моих занятиях, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.
Я, занимаясь уже несколько лет, с детьми старшего дошкольного возраста и с младшими школьниками, и отдаю предпочтение заниматься в технике «Оригами».
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.

На сегодняшний день на нашей планете проживает около 7,5 млрд. человек в 251 стране. Каждый человек, безусловно, талантлив, а страна имеет свою культуру, национальные традиции и достижения. Родившись в одной стране, искусство «Оригами, способно покорить весь мир.
В давние времена оригами было не только захватывающим искусством, но и точной наукой, которая обучала людей к лучшей точности и выдержанному терпению. Стоит отметить, что искусство оригами всегда считалось символом мира, покоя и семейного очага на дальнем Востоке. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей: движения пальцев становятся более точными, вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужна аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, речь, пространственное воображение, сообразительность. В процессе занятий развивается глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя. Оригами, знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать педагога - принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения - развитие самоконтроля и самооценки - осознание собственных познавательных процессов.
Чтобы заинтересовать детей искусством складывания из бумаги поделок и показать художественно-выразительные её свойства, я на занятиях загадываю детям загадки, о тех персонажах, которые упоминаются в теме урока. Например, у меня занятие по теме: «Снегурочка», детям я загадываю загадки о Ветерке, о Ёлочке, о Дедушке Морозе и Снегурочке:
1. Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? (Ветерок)

2. Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?.. (Дед Мороз)

3. У Мороза внучка есть, И ей всегда на елке честь. Она известна там и тут, Скажите, как её зовут… (Снегурочка)

4. Сплошь в иголках, да не ёжик,
Лапы есть, но нету ножек,
В бусах вся, да не девица:
В Новый год она – Царица. (Ёлка)
Дети разгадывают загадки, и я им читаю рождественскую сказку про «Снегурочку – Царевну», автор Лидия Чарская, затем приступаем к выполнению работы и в конце занятия организовываем выставку фигурок в технике оригами, которые сделали своими руками, по моему образцу.
Почему сказка так интересна ребёнку? Потому что в сказке происходят разные превращения, всё то, что не может произойти в обычной жизни. Динамичность сказочных превращений сравнима с быстротой изготовления поделки из бумаги. По началу, когда я рассказывала сказку и складывала поделку, интерес детей был захвачен самой историей, а процесс, складывания оставался как бы в стороне, дети не запоминали его. Они слушали сказку и видели в конце истории результат деятельности - саму поделку. В сказке совершается множество превращений, а вот как происходят эти превращения для нас, представляется сложным.
На другом занятии, прежде чем приступить к теме: «Лягушка», я загадываю им загадку: Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же ... (Лягушка)!
Отгадав её, я предлагаю детям вспомнить сказки, где встречается эта героиня. Дети перечисляют, вспоминая сюжет. Мы вспоминаем её характер, повадки, что она любит и чем любит заниматься. А затем они слушают сказку про «Две лягушки», Леонида Пантелеева. Проводим беседу по её сюжету. Задаю наводящие вопросы, слушаем их ответ. А затем, приступаем к работе с бумагой. Дети стараются сделать именно свою героиню сказки, непохожую на других. И в конце занятия заканчивалось оформлением мини-выставкой и оцениванием работы каждого учащегося. Цель: создать в сознании ребёнка более полный образ сказочного персонажа, проявить свою индивидуальность, научиться создавать индивидуализированный образ своего персонажа, помочь при оформлении поделки. Могу отметить, что дети старшего дошкольного возраста больше привязаны к тому образу, который предлагает им педагог (образец поделки), чем дети младшего школьного возраста. Дети в детском саду больше повторяют за взрослым, чем вносят что-то своё.
Чтобы вызвать у детей интерес к конструированию из бумаги и придумыванию своих сказочных персонажей, нужно эмоционально настроить детей на творческую деятельность. Для этого я использую на занятиях произведения художественной литературы. Чтение небольших произведений и беседа по прочитанному так же способствует развитию воображения ребёнка: дети мысленно представляют себе происходящее, погружаются в переживания по поводу того или иного события, поступка сказочного героя. Своё отношение к прочитанному дети выражали словами, что способствует развитию связной речи.
Например, тема у нас «Щенок». Я загадываю загадку про щенка: Резво прыгает по лужам,
Шерсткой собирает грязь,
Мыться тоже очень любит,
То ему не занимать.
Мячик кинешь - он примчится,
И обратно принесет.
Он игривый, непослушный,
Очень маленький…(щенок).
Затем читаю художественное произведение В. Сутеева « Кто сказал «мяу»?». Приступая к работе с бумагой, дети делают каждый своего щенка. У кого то ушки навострённые, у другого нарисованы закрытые от страха глаза ушками, ну а другой решил: «Надо быть храбрым» и расправил ушки как на образце. Все эти действия щенка словесно сопровождались и показывались мною на бумаге, а потом повторялись детьми, причём сначала дети выполняли само действие, а потом уже складывали лист бумаги. Такие приёмы, на мой взгляд, помогают «прожить» историю, ярче её представить, значит и запомнить. А так же удерживать интерес ребёнка на протяжении долгого времени. На первых занятиях дети достаточно плохо ориентировались на листе бумаги, путались при складывании поделки. Некоторым детям приходилось индивидуально проговаривать и помогать выполнить действия по складыванию бумаги, но самое главное то, что им было интересно. Я старалась помочь увидеть в геометрических формах, сложенных из бумаги, образы из жизни, находить связи и сходство, накапливать свой, пусть ещё и небольшой, но познавательный опыт. А развивая, накапливая его, мы будем формировать сейчас и в будущем воображение.
На этапе изготовления поделок «Сказочные животные и птицы» использовала приём «Закончи рассказ». Требовалось придумать концовку сказки и попробовать связать её с фигуркой. Что могло произойти с Зайчишкой, если бы Совушка-сова, не помогла им добрым советом, из сказки «О мудрой сове» Тамары Маршаловой из серии «Сказки из избушки на лесной опушке». Вот так интересно проходили наши беседы. Используя на занятиях по оригами рассказы и сказки, на мой взгляд, главное, я заинтересовываю детей, сохраняю интерес на протяжении всех этапов работы. «Живая» беседа во время совместной деятельности с детьми помогает придумывать, развивать сюжет сказки, а так же учит слушать друг друга, быть внимательными, не упустить ни каких деталей из рассказа.
Интересно проходила беседа с детьми в творческом задании «Сошьём сове наряд» поделка «Сова». Дети с большим интересом слушали японскую сказку «Самый красивый наряд на свете», отвечали на вопросы, им очень захотелось стать «портными» и сшить сове наряд.

Педагог: Что нужно портному для шитья?
«Иголка, ножницы, нитки» – отвечают ребята.
Педагог: А этот лист бумаги может быть похож на кусок ткани?
Для ребят это было открытие! Они в один голос закричали: «Да, это кусок ткани!». Дети вошли в роль портных и с большим интересом принялись «конструировать» сову и украшать её оперенье.
По изготовлению поделки «Лебедь» попробовала использовать приём «Изменить середину сказки». В предварительной работе я прочитала детям русскую народную сказку «Гуси-лебеди», провела работу по её содержанию. На самом занятии беседа проходила таким образом:
Педагог: Я немного забыла эту сказку. Расскажите, что произошло после того, как гуси-лебеди украли Иванушку? Кого Алёнушка встретила в лесу, когда пошла искать братца Иванушку? Ребята стали вспоминать содержание сказки и перечислять: печку с её вкусными пирожками, яблоньку, которой она помогла сбросить яблоки с веток и речку с кисельными берегами.
Педагог: Где нашла Алёнушка своего братца?
«У Бабы-Яги, его украли гуси-лебеди» - отвечали дети.
Ребята правильно отвечали на все вопросы по содержанию сказки, им было интересно.
Педагог: У кого Алёнушка могла попросить помощи? Как ей спасти братца от гусей-лебедей? Смысл этих вопросов был таким: побудить к выдумке, фантазированию.
Педагог: А вы ребята хотите услышать историю, как спасались от погони гусей-лебедей Алёнушка с братцем Иванушкой?
Ребята с большим интересом стали слушать. Показывая процесс складывания поделки детям, связывала каждую операцию со сказочным образом. Каждый процесс складывания проходил медленно, задавала вопросы по типу: «Похож квадрат на окно, а сложенный пополам на платок? и т. д. Искала подтверждения в ответах детей, что они понимают связь отдельной операции поделки с определённым образом, находят сходство. Я рассказала ребятам как пример, на мой взгляд, интересное изменение середины сказки, был не пересказ уже известных событий, а новый сюжет с воображаемыми образами, ситуациями, что является творческим процессом, развитием творческого воображения.
Меня, ещё заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной деятельности. Применение игрушек оригами, в театрализованной деятельности помогает проведению работы с детьми, имеющими ОНР, т.к. развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, в ходе театрализованной деятельности происходит развитие диалогической речи, активизируется и обогащается словарь, развивается звуковая культура речи, ее интонационный строй.
И поэтому в моей работе возникла идея использовать фигурки оригами из знакомых сказок «Колобок», «Зайкина избушка». Ведь сказки учат детей добру и справедливости. Результат нашей совместной работы с детьми это рассказывание сказок, изготовление оригами детьми, показ детям младшей группы.
В своей педагогической практике, при обучении детей технике оригами, я вижу, что ребёнку хочется создать своими руками красивую поделку, но сам процесс складывания довольно труден для него. Ведь действие по складыванию поделки не является для ребёнка просто механической операцией. И сейчас, работая по программе «Забавные поделки» убедилась ещё раз в том, что работа со сказкой не только способствует развитию воображения, но и облегчала процесс овладения детьми техники оригами, делая более эффективным овладение умением работать с бумагой.






Рекомендуем посмотреть:

Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы Дидактические материалы по литературному чтению, 1 класс. Устное народное творчество Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования
Пасхальная подставка для яиц на Пасху в технике «Оригами» для детей 6-8 лет. Мастер-класс с пошаговым фото | Порхающий мотылёк из бумаги в технике «Оригами» для детей 6-8 лет пошагово с фото
Опубликовано: 2005 дней назад (27 мая 2019)
Просмотров: 1087
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ольга Андреевна Ильичева # 30 мая 2019 в 17:51 0
Доброго времени суток, Галина Васильевна! Ознакомилась с Вашим опытом работы. Я восхищаюсь Вашими наработками! Вы очень искусно используете устное народное творчество в работе с детьми и прививаете детям любовь к народному творчеству. С удовольствием голосую за Вашу публикацию!
Галина Васильевна Аникеева # 30 мая 2019 в 20:58 0
Спасибо за ваш комментарий и голос к моей публикации!
Тамара Александровна Новичкова # 31 мая 2019 в 13:23 0
Галина Васильевна, с интересом и удовольствием познакомилась с опытом работы "Использование устного народного творчества и литературных произведений на занятиях по программе «Забавные поделки» и «Бумажные фантазии» с детьми 5-8 лет. Вами проделана большая работа с детьми по данной теме. Вы не просто мастерите поделки в технике оригами, вы прививаете детям любовь к устному народному творчеству и помогают вам загадки, народные игры, сказки, которые вы используете на занятиях. Можно только порадоваться за вас и пожелать новых творческих наработок. голос
Галина Васильевна Аникеева # 1 июня 2019 в 05:00 0
Благодарю Вас, за ваш визит на мою страничку и положительный комментарий!
Марина Николаевна Давыдова # 2 июня 2019 в 18:35 0
ЦЕННЫЙ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.