Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов ДОУ. Игры на занятиях по обучению дошкольников грамоте

Консультация для педагогов ДОУ: Игры и упражнения, развивающие навыки фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте.
Серьезная работа по развитию фонематического восприятия создает основу для обучения грамоте, помогает хорошо подготовить ребенка к школе. Практика педагогической работы доказывает, что развитие фонематических процессов благотворно влияет на становление речевой системы в целом.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нём звуков? Какой звук находится в начале слова? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? Ответить на эти вопросы помогает именно фонематическое восприятие.
Не все дети различают на слух определенные группы звуков достаточно четко, они часто смешивают их. Это относится к определенным звукам, например, не различают на слух звуки с-з, с-ш, с-ц, ш-ж и другие.
Развитие фонематических процессов делится на несколько разделов.
1. Восприятие и различение неречевых звуков.
2. Восприятие и дифференциация звуков речи.
3. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Практически на каждом занятии по обучению грамоте выполняются упражнения на сравнение слов по звуковому составу, по длине.
Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
Придумай слова или выбери картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «з».
Какое слово не подходит? Корова, коровник, кора, коровий.
Чтобы развитие фонематических процессов шло успешнее, используются различные игры и упражнения.
Цель приведенных ниже упражнений и игр – развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа.
Упражнение «Хлопни в ладоши».
Цель: развивать умение выделять звук [у] из ряда гласных, слогов, слов (в начальной ударной позиции).
Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, у, о, ы, э;
ал, ум, ин, ап, ут, он; осень, уши, аист, Аля, Уля.
Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [у].
Упражнение «Подними сигнал».
Цель: учить детей выделять звук [т] из ряда звуков, слогов, слов (на¬чала и середины).
Речевой материал: б, т, к, б, м, т, н, б, п, т, б;
па, ту, но, му, та, пу, то, бу;
булка, палка, точка, ток, мука, рыба, молоток, туман.
Описание. Детям предлагается поднять букву Т или фишку, когда они услышат соответствующий звук.
Игра с мячом «Поймай и сосчитай».
Цель: развивать навыки деления слов на слоги.
Речевой и дидактический мате¬риал: слова по любой лексической теме, н-р, лиса, волк, медведь, заяц, ёж, барсук, лось.
Описание. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч любому из детей, произнося название животного. Ребенок ловит мяч и, возвращая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.
Упражнение «Пришей пуговицу».
Цель: развивать навык позицион¬ного анализа в словах.
Речевой материал: слова: халат, хвост, мох, тахта, бухта, хлеб, хворост, пихта.
Описание. Перед каждым из детей лежит полоска, разделенная на три части. Детям раздают по пуговице. Педагог объясняет, что он будет произносить слова, а дети класть пуговицу на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).
Игра «Воздушные шары».
Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах.
Материал: стадион, замок, коза, кактус, звезда, ваза, усы.
Описание. Педагогом предъявляются изображения девочек (Соня и Зоя), держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое - со звуком [з], Соне - со звуком [с].
Использование данных упражнений на занятиях по обучению грамоте позволяет успешно развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа, формировать у детей правильное произношение.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет Требования к качеству речи педагога детского сада Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Для чего нужна диагностика дошкольников?
Консультация для воспитателей детского сада. Коррекционно-развивающие игры для развития слуха у детей с ОНР | Рекомендации для родителей дошкольников. Как развивать речь ребенка
Опубликовано: 2492 дня назад (8 января 2018)
Просмотров: 1059
Рубрика: Консультации
+1
Голосов: 1
Татьяна Сергеевна Титова # 11 января 2018 в 16:45 0
Мне понравился ваш материал. Беру в копилочку.