Разработка релаксационного упражнения (на основе текста К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»)
Упражнение из серии занятий с детьми старших возрастных групп (5 – 7 лет).
В процессе работы педагогом-психологом в ДОУ актуальной частью работы является снятие психо-эмоцоинального напряжения воспитанников и развитие навыков релаксации. Наиболее интересными в данном разрезе являются техники направленной визуализации и медитативные техники. В настоящее время существует много тестов для направленной визуализации относящиеся к различным сторонам жизни. Наиболее востребованные тематики это явления природы.
Материалом данного упражнения послужило прочтение сборника К.Г. Паустовского, представленного в музее «Мещерская сторона». В процессе прочтения произведения вслух, стала выделяться особая мелодичность, певучесть языка К.Г. Паустовского. Его тексты изначально обладаю определенной релаксационной мелодикой, они плавны, предложения кратки и образны. Эти тексты легли в основу разработанного релаксационного упражнения с элементами визуализации.
Поскольку данная техника крайне содержательна, насыщена образами, метафорами и аллегориями, важно было использовать данные образы и в практической работе детей в группе. С целью представления образов, их визуализации, отработки навыков рефлексии и проецирования образов в реальность было решено использовать именно данную технику.
Цель занятия: обогащение интреперсонального опыта детей и развитие навыков релаксации и творческого воображения.
Задачи:
- освоение позы покоя, позы расслабления мышц;
- формирование произвольности, освоение регуляция собственной деятельности,
- развитие аудиального гнозиса;
- развитие воображения и воссоздающего мышления.
Место проведения: кабинет психолога или же групповая ячейка.
Оборудование: столы, стулья, магнитофон, аудиозапись.
Музыкальное сопровождение: звуки природы, релаксационная музыка.
Рекомендовано к проведению
для детей от 5 лет.
Занятие проводится с подгруппами детей по 10 – 12 человек.Основные этапы работы:
Подготовительный этап работы крайне существенен, предварительно дети посещали музей мещерского края в ДОУ, рассматривали репродукции картин, читали произведение писателей о Мещере. Их память была наполнена данными образами, они были детям близки и знакомы.
Этапы занятия:
I Этап. Вводная часть включает в себя приветствие, краткое описание плана занятия.
II Этап. Этап ресурсной релаксации состоит в проведении техники медитативного расслабления на основе визуализации образов.
III Этап. Завершающий этап состоит в рефлексии и ритуале прощания.
Ход занятия:
I Этап.
В начале занятия выполняется ритуал приветствия (для каждой группы оно особенный).
II Этап.
Данный этап занятия сопровождается тихой спокойной музыкой «Звуки леса».
Ведущий: Чтобы волшебство путешествия удалось, нам необходимо слушать и слушаться меня. Начнем наше путешествие.
Сядьте удобно на стуле, не опирайтесь на спинку, руки свободно положите перед собой, а теперь положите их одна на другую – вот так (показываем как руки сложены в позе ученика).
Колени и ноги слегка расставьте. Посмотрите наверх, на потолок. Теперь плавно опустите голову и положите ее на свои руки. Закройте глаза и глубоко вдохните. (Формула входа в релаксацию и общего покоя произносим медленно, размеренным громким голосом, с необходимыми паузами).
Сейчас мы дышим, глубоко и размеренно (дыхание по системе 4 на 4).
Далее идет медитативно работа по тексту К. Паустовского в редакции.
Представьте, что мы очутились в волшебном мещерском лесу… Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.
Что можно услышать в Мещёрском крае? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое.
С каждым вздохом этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. Он пахнет свежей рубкой и дикими лесными цветами.
Нам дышится легко и свободно! Вдох - выход. Вдох - выдох.
Сейчас мы прощаемся с Мещерой, с ее лесами, мы постепенно возвращаемся в реальный мир. Медленно поднимаем голову, открываем глаза. Посмотрим снова вверх, на потолок. Посмотрим вперед перед собой.
III Этап.
На данном этапе продолжает звучать релаксационная музыка «Звуки леса». Проводим анализ работы, сравнивая образы, которые возникали у детей между собой, смотрим, какие образы у нас получились: разные или одинаковые, что вилось четко, что смутно? Удалось и расслабиться? Отдохнуть? Попутешествовать?
Обращаем внимание детей на то, что текст у всех был один, а полученные образы – разнообразны.
В конце следует ритуал прощания.
Важной практической составляющей данной формы работы с детьми состоит в ознакомлении с техниками направленной визуализации и релаксации, которые помогают детям снять нервно-психологическое напряжение, обрасти гармонию и умиротворённость, помогают развивать фантазию, воображение и мышление детей.
Рекомендуем посмотреть:
Физкультминутки на уроках в школе
Адаптация ребенка к детскому саду
Сеанс аутогенной тренировки для педагогов и воспитателей
Семинар для педагогов ДОУ «Использование метода релаксации в работе воспитателя»
Похожие статьи:
Релаксационное упражнение для подростков «Полёт к звезде»