Музыкально – литературный вечер «Пушкинский бал» для детей старшей и подготовительной группы детского сада.
Автор: Захарова Ирина Александровна, музыкальный руководитель филиала МДОУ ДС №1 ДС №3 г. Белинский Пензенской области
Описание работы: Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям музыки в начальной школе. Мероприятие проводилось в начале февраля (10.02.1837г. - дата трагической гибели поэта). Прилагается любительское видео и фото. Буду рада, если кому-то пригодится.
Цель: формирование основ художественной культуры дошкольников через приобщение к творчеству А.С. Пушкина и музыке композиторов 19 вв.
Задачи: создать атмосферу радости, творческой активности, заинтересованности происходящим; расширение знаний о творчестве поэта, об эпохе, в которой он жил; воспитывать интерес к культуре 19 вв., художественный вкус, эстетические качества, двигательную, познавательную активность.
Ход мероприятия.
(Дети заходят парами под «Вальс» А. Грибоедова, делают поклон, рассаживаются по своим местам)
Ведущий: Здравствуйте ребята, уважаемые воспитатели, гости! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о творчестве русского поэта, а какого именно, вы поймёте, отгадав загадки.
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь ...
(Гвидон)
Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
(Старик)
День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот)
Ведущий: Молодцы. А теперь подумайте и скажите, что объединяет эти загадки? (Они по сказкам А.С.Пушкина)
Ведущий: Да. И сегодня мы будем говорить о творчестве великого русского поэта А.С.Пушкина. Пушкин жил давно, более двухсот лет назад, но до сих пор его любят и помнят во всех уголках мира. Почему, ребята, как вы думаете?
(Ответы детей)
Ведущий: Правильно, потому что он написал много замечательных произведений. Александр Сергеевич очень любил свою родину, родную природу, любил русскую зиму и посвятил ей свои стихи. Давайте послушаем некоторые из них.
1. Ведущий объявляет название стихотворения и чтеца. Дети выходят по очереди и читают стихи А.С. Пушкина.
Зимнее утро. («Мороз и солнце, день чудесный…»)
"В тот год осенняя погода..." (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")
Зимний вечер. («Буря мглою небо кроет..»)
«Вот север, тучи нагоняя...» (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")
Ведущий: Молодцы, замечательно читали. Когда А.С. Пушкин был ребенком, как вы, у него была няня, которую звали Арина Родионовна. И вот длинными, зимними вечерами, когда за окном завывала вьюга, маленький Саша залезал к своей нянюшке на колени и просил рассказать ему сказку. Арина Родионовна так искусно рассказывала сказки, что А.С. Пушкин полюбил их на всю жизнь. И, впоследствии, сам стал сочинять сказки. Он отдал людям то, что ему самому подарила няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах. Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы можете назвать?
(Ответы детей)
Ведущий: Молодцы. Александр Сергеевич Пушкин сочинял замечательные сказки, а в одном из своих
стихотворений описал страну сказок. Вот послушайте.
2. Дети рассказывают стихотворение «У лукоморья дуб зелёный..»
(Под музыку заходит Кот Учёный)
Кот Учёный: О да тут идёт речь о сказках? Да ещё о моих любимых? О, как я обожаю сказки, особенно эту...
«Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет…»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемый! Кто вы и как сюда попали?
Кот Учёный: Что? Разве вы меня не узнали? А вот ещё…
(читает ещё отрывок сказки) Что опять не узнали? Я знаменитость!
Ведущий: Не обижайтесь, пожалуйста, сейчас ребята мне помогут. Кто это, ребята?
Дети: Кот ученый! Из Лукоморья!
Кот Учёный: Ну, наконец-то! Как вы меня сразу не узнали? А ну, скажите-ка мне, что такое Лукоморье?
Дети: Таинственное, сказочное место.
Кот Учёный: Да. В наших ученых кругах считают, что Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян, который лежит посреди моря-океана. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Оттуда они разлетаются по всему свету.
Ведущий: Эх, ребята, вот бы нам попасть на этот остров, наверняка бы там с нами происходили какие-нибудь чудеса! Ты нам не поможешь сказочный кот?
Кот Учёный: Нет уж, извольте, вы ещё слишком маленькие.
Ведущий: А мы волшебное слово знаем.
Дети: Пожалуйста!
Кот Учёный: Ну ладно, для меня нет ничего невозможного. Занимайте места на моём сказочном корабле
(Дети выстраиваются за Котом) Готовы? Тогда поплыли!
Кот Учёный: «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах. Мимо берега крутого. Прямо к острову большому»
(под музыку дети двигаются змейкой за Котом)
Кот Учёный: Вот мы и на месте. Присаживайтесь, пожалуйста!
(Звучит музыка вальса. Появляется, вальсируя, А.С.Пушкин. В руках книга, перо, детей как бы не замечает, потом останавливается и что-то пишет)
Ведущий: Ой, ребята, кто это?
Кот Учёный: Что вы, тише, тише. Это сам А.С. Пушкин. Он, кажется, сочиняет, и сейчас родится очередной его шедевр.
Пушкин: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты…»
(замечает детей) О! Да у меня, кажется, гости! Добрый день, милостивые государи и государыни! Замечательная сегодня погода, не правда ли?
Ведущий: Добрый день, уважаемый Александр Сергеевич! Мы с ребятами очень любим ваши стихи, сказки и очень рады вас видеть.
Пушкин: Очень любезно с вашей стороны. Любому поэту приятно слушать, что его творчество любят. А не прочитаете ли что-нибудь?
Ведущий: С удовольствием!
3. Дети показывают инсценировку отрывка сказки «Сказка о царе Салтане» - «Три девицы под окном..»
Пушкин: Великолепно, мне очень понравилось! Ну, что ж, тогда и я вам устрою сюрприз! Приглашаю вас на бал! Я сам очень люблю танцевать! «Во дни веселий и желаний, я был от балов без ума!». На балах царила особая атмосфера, в залах зажигались тысячи свечей, звучала музыка, прекрасные дамы, мужчины во фраках и танцы, танцы….
Ведущий: Александр Сергеевич, мы тоже любим танцевать. Мы даже танцы бальные выучили.
Пушкин: Правда? А какие из них вы знаете?
Дети: Полонез, менуэт, мазурка, полька.
Пушкин: Ну что ж, тогда я объявляю первый танец. Полонез!
4. П.И.Чайковский Полонез из оперы «Евгений Онегин» - танец исполняют дети старшей и подготовительной группы.
Пушкин: Неплохо для начала. На балах не только танцевали, но и проводили различные игры, слушали хорошие стихи, романсы, музыку.
Кот Учёный: А я предлагаю вам тоже послушать музыку, небольшой фрагмент. Послушайте, и скажите, к какой сказке А.С. Пушкина можно его отнести?
(звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда. Белочка»)
Кот Учёный: Итак, вы догадались, к какой сказке можно отнести эту музыку?
Дети: Сказка о царе Салтане.
Кот Учёный: Почему вы так думаете?
Дети: Музыка показывает одно из чудес сказки – белочку, которая грызёт золотые орешки.
Кот Учёный: А какие там ещё чудеса были?
Ведущий: Наши ребята рассказать про эти чудеса могут.
5. Дети рассказывают отрывки сказки "Сказка о царе Салтане"
(рассказывает на фоне музыки Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» - «Белочка»)
Ребёнок: Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
(рассказывает на фоне музыки Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» - «33 богатыря»)
Ребёнок: В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(рассказывает на фоне музыки Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» - «Царевна – лебедь»)
Ребёнок: За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Пушкин: (аплодирует) Великолепно! Чудесно! Ну что ж, господа, пора нам продолжать бал!
Мы на балу прекрасном в чарующем звучанье
Кружимся без конца, и сердце так полно
Томительных надежд, прекрасных обещаний,
В плену волшебных нот находится оно…
Я объявляю следующий танец. Менуэт!
6. Л. Боккерини «Менуэт» - исполняют дети старшей и подготовительной группы.
Кот: Дамы и господа, прошу садиться.
Пушкин: А не изволите ли отгадать загадку?
Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг впридачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывёт удача!
(Золотая рыбка)
Ведущий: Уважаемый Александр Сергеевич, мы хорошо знаем ваши сказки. Особенно «Сказку о рыбаке и рыбке». Вот посмотрите сами.
7. Инсценировка. Фрагмент сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
Кот Учёный: А позвольте вас спросить, чем закончилась эта сказка?
Дети: Все подарки рыбки исчезли.
Кот Учёный: А почему?
Дети: Потому что старуха оказалась очень жадной.
Пушкин: Ну да, мои сказки не простые, они с большим смыслом. А подумайте, чему учит эта сказка?
8. Ребёнок читает фрагмент сказки «Золотой петушок»:
“Посади ты эту, птицу, -
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся”.
Кот Учёный: Нутес, что это за сказка? (Золотой петушок) Что произошло в конце? (Ответы детей: - Царь Дадон не стал выполнять своего обещания, оттолкнул волшебника, а он упал и умер. Петушок клюнул царю в темя, тот и умер)
Пушкин: Да мрачновато что-то. А чему учит эта сказка?
(Ответы детей: не надо обещать того, что не можешь выполнить, не надо брать дорогие подарки, надо надеяться на себя, а не на кого-то)
Пушкин: Такие маленькие и такие умные. Наверное, на одни пятёрки учатся?
Ведущий: Что вы, Александр Сергеевич. наши дети пока в детский сад ходят, но многие из них в этом году в сентябре пойдут в школу и, я надеюсь, что они будут хорошо учиться.
Пушкин: Тогда им не помешают хорошие манеры. Знаете ли вы, что кавалер, желая пригласить даму на танец, должен подойти к ней и, изящно поклонившись, сделать приглашение в самой вежливой и деликатной форме, например: «Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на танец». Если же дама хорошо Вам знакома, то просто «Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами» и подает правую руку. Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку и приседает в глубоком поклоне. Кто из вас попробует, уважаемые кавалеры?
(Несколько мальчиков подобным образом приглашают девочек)
Пушкин: Ну, чтож, неплохо, тогда, следующий танец. Полька! Кавалеры приглашают дам!
9. И. Штраус «Полька» - танец исполняют дети
Пушкин: А теперь поиграем. "Кошки мышки", господа. Образуем круг!
10. Игра «Кошки, мышки»
Пушкин: Вот и подошел к концу наш бал. Как это ни печально, пора расставаться, друзья!
Ведущий: Александр Сергеевич, спасибо, что уделили нам своё драгоценное время. Нам очень понравилось на вашем балу. Разрешите мы вам свой, современный танец подарим, он тоже очень красивый.
Пушкин: Что за танец Мазурка? Котильон?
Ведущий: Этот танец о нашей любимой зимушке-зиме.
11. Дети исполняют танец «Зима – красавица» слова С. Савенкова, музыка Т. Тарасова.
Пушкин: Люблю я зиму. Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя… А может вы ещё и петь умеете? Давно я не слышал весёлых песен.
Ведущий: Мы с удовольствием исполним. Правда, ребята?
12. Дети исполняют песню «Русская зима». Музыка и слова: Л. Олифирова.
Пушкин: Спасибо за столь ценный подарок! Вы сегодня показали себя не только знатоками моего творчества, но и неплохими танцорами. Поэтому я решил подарить вам подарок. Как известно, лучший подарок – это книга. И я дарю вам эти замечательные книги. Здесь собраны мои сказки. Читайте с удовольствием!
(дарит книгу "Сказки А.С. Пушкина")
Ведущий: Спасибо, мы очень рады и обязательно их прочитаем.
Дети: Спасибо!
Пушкин: До свидания, друзья! До встречи на следующем балу!
(под музыку уходит)
Кот Учёный: Я думаю, наш бал удался на славу. Отправляемся с нашего острова Буяна обратно в детский сад. Занимаем места на корабле, поплыли.
(Под музыку "плывут")
Ведущий: Вот мы и приплыли. А где же учёный кот? Он исчез также неожиданно как и появился. Ну что ж, ребята. Вот и произошло с нами чудо. Мы встретились с самим А.С. Пушкиным. Понравилось вам у него на балу?
Думаю, что скоро вы сами сможете читать его сказки. А теперь нам пора в группу. До свидания!
(Дети выходят под музыку)
Рекомендуем посмотреть:
Литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, мой край родной» для подготовительной группы
Сценарий музыкально-игровой программы. Подготовительная группа
Мини - концерт для дошкольников 5-7 лет «Гитара для детей»
Музыкальный вечер досуга в подготовительной группе детского сада