Внеурочное занятие по ПДД для младших школьников. Конспект с презентацией
Занятие по ПДД в центре детского творчества "Город, в котором мы живем"
Тип занятия – учебный (форма проведения – теоретическое обучение с элементами дискуссии). Предметная область – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Направленность – социально-педагогическая. Цель занятия – ознакомление и систематизация знаний о различных объектах окружающей среды, непосредственно связанных с дорожной безопасностью обучающихся 1-4 годов в рамках реализации программы дополнительного образования детей «Юный пешеход». Задачи занятия: Образовательные:
• получить общее представление о понятии «улица» и «дорога»;
• подробно ознакомиться с элементами улицы и дороги;
• ознакомиться с видами дорог по назначению;
• ознакомиться с различными видами дорожного покрытия;
• закрепить и обобщить знания устройства улично-дорожной сети. Развивающие:
• способствовать развитию навыков безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
• способствовать развитию логического мышления;
• способствовать развитию навыка применения знаний в новой ситуации. Воспитательные:
• способствовать воспитанию культуры поведения участников дорожного движения;
• прививать умения работы в группах;
• способствовать воспитанию информационной культуры личности;
• прививать навыки ведения диалога.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе занятия: Знания:
• устройства улично-дорожной сети;
• основных элементов улицы и дороги;
• видов дорог по назначению;
• видов дорожного покрытия. Умения:
• ориентирования в дорожно-транспортной среде;
• определения специфики того или иного элемента улицы или дороги;
• определения вида дороги по назначению и особенностей движения;
• определения вида дороги по покрытию и особенностей движения. Навыки:
• безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
• культуры поведения участников дорожного движения;
• высокой информационной культуры личности. Качества:
• умение работы в группах;
• умение вести диалог.
Краткое описание хода занятия: 1. Организационная часть.
1.1. Приветствие педагогом детей.
1.2. Представление детям хода занятия. 2. Основная часть.
2.1. Работа с презентацией «Город, в котором мы живем» (дозирование информации производиться в соответствии с возрастом и уровнем знаний детей, а также учебным планом дополнительной образовательной программе «Юный пешеход»).
2.2. Динамическая пауза (физминутка).
2.3. Продолжение работы с презентацией «Город, в котором мы живем». 3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов.
3.2. Прощание с детьми.
РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Представленная презентация «Город, в котором мы живем» разрабатывалась с использованием гипертекстовых технологий. Гипертекстовые презентации занятий представляют собой информационный ресурс, имеющий возможность как линейного, так и произвольного порядка демонстрации слайдов за счет использования перекрестных гипертекстовых ссылок.
В презентации гипертекстовая структура реализована в виде общего содержания ресурса (рис. 1) и в содержании подразделов ресурса (вертикального и горизонтального) (рис.2, 3), а также специальных ссылок в виде круглых кнопок на каждом слайде (рис.4) и гипертекстовых ссылок в виде из содержания классификационных схем (рис.5).
Рисунок 1 – Реализация гипертекстовых ссылок в содержании
Рисунок 4 – Реализация гипертекстовых ссылок в виде круглых кнопок на слайде
Рисунок 5 – Реализация гипертекстовых ссылок в виде из содержания классификационных схем
Реализация гипертекстового содержания позволяет с первого титульного слайда одним нажатием клавиши перейти к любому разделу ресурса, а также нелинейно ориентироваться в рамках одного раздела. Для этого необходимо курсор мыши навести на название необходимого раздела (подраздела), после того как курсор мыши из "стрелки" перейдет в "руку" произвести клик левой клавишей мыши.
Для поддержания нелинейного просмотра презентации на каждом слайде реализованы дополнительные навигационные кнопки (рис. 4), которые, посредством гипертекстовых ссылок, позволяют переходить к содержанию всего информационного ресурса или к содержанию раздела.
Для использования данных кнопок необходимо навести на необходимую кнопку курсор мыши, после того как курсор мыши из "стрелки" перейдет в "руку" произвести клик левой клавишей мыши.
Круглые кнопки, расположенные слева в верхней части экрана (красного цвета) предназначены для перехода к содержанию раздела, а кнопки, расположенные справа в нижней части экрана (зеленого цвета) предназначены для перехода к общему содержанию ресурса на титульном слайде.
Таким образом, гипертекстовые ссылки, реализованные в виде содержания, позволяют осуществлять доступ к «нижестоящей» информации, а гипертекстовые круглые кнопки на слайдах позволяют осуществлять доступ к «вышестоящей» информации.
Отдельной особенностью презентации является разработка классификационных схем с использованием технологий гипертекста. Классификации – одна из наиболее распространенных форм организации любых знаний, в том числе и Правил дорожного движения. Гипертекст позволяет изучать классификации с любого уровня иерархии.
Для использования гипертекстовых ссылок в рамках классификационных схем необходимо навести на необходимый пункт классификации курсор мыши, после того как курсор мыши из "стрелки" перейдет в "руку" произвести клик левой клавишей мыши.
Отличительные особенности предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно-методических материалов
Разработанная мультимедийная презентация «Город, в котором мы живем» не имеют аналогов на современном информационном рынке, является авторским и полностью соответствуют дополнительной образовательной программе «Юный пешеход», реализуемой в УМЦ БДДДиЮ МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ», а также других образовательных учреждениях г. Кемерово, в том числе и в общеобразовательных учреждениях в рамках ФГОС.
В презентации аккумулирован различный материал по организации улично-дорожной сети ранее представленный в различных информационных источниках. Весь учебный материал подготовлен и оформлен с непосредственным ориентированием на город Кемерово Кемеровской области (по возможности использовались элементы символики и фото города), в образовательной среде которого разработана и реализуется ранее упомянутая образовательная программа.
Изображения улиц и районов родного и знакомого города вызывает оживление и интерес к учебному материалу среди обучающихся, что способствует более успешной и эффективной реализации образовательной программы.
Оригинальность (отличительные особенности) презентации
Мультимедийная презентация «Город, в котором мы живем» разработан с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2007. В презентации реализовано использование гипертекстовых технологий, которые позволяют обеспечить интерактивность и нелинейную структуру демонстрации слайдов (в отличии стандартной презентации, где трансляция всех слайдов возможна только по порядку). Большая часть графического оформления является авторским, частично были использованы графические элементы, представленные в сети Интернет в свободном (бесплатном) доступе.
Презентация, за счет включения большого объема информации и реализации возможности дозирования ее посредством организации нелинейной работы может быть использована на различных этапах реализации дополнительной образовательной программе «Юный пешеход», рассчитанной на 4 года обучения. Такой подход позволяет с помощью одного информационного ресурса обеспечивать визуализацию материала в различных условиях и для различной аудитории. Нелинейность структуры позволяет педагогу самостоятельно простроить занятие, определив основные информационные акценты.
Преимущества преодоления проблем, трудностей с помощью данной разработки
Изучение представленного в презентации «Город, в котором мы живем» материала в традиционной форме потребовало бы значительных материальных затрат на производство необходимого дидактического материала (цветная печать, плотная бумага, ламинирование), а также повлекло бы за собой неудобство в использовании и увеличение времени на подготовку аудитории к занятию. Реализация подобного материала в электронной форме позволяет:
• создать электронный продукт полностью соответствующий дополнительной образовательной программе;
• использовать при проведении занятия различные мультимедиа технологии;
• обеспечить абсолютную интерактивность и нелинейность основной части занятия (за счет чего, при необходимости, возможно многократное использование данного продукта для одной и той же группы обучающихся);
• сократить время на подготовку аудитории к занятию;
• полностью устранить физический износ дидактического материала;
• обеспечить удобство хранения и транспортировки дидактического материала.
Примите мой голос! Занятие содержит много полезной для учеников информации. Весь учебный материал хорошо подготовлен и проиллюстрирован, оформлен с непосредственным ориентированием в своём городе и пригороде. Удачи Вам в конкурсе!!!.
Очень современно. Деткам будет интересно такое занятие. Использование ИКТ естественно даёт огромный плюс. Ребятам по старше тоже будет поучительно, как закрепление.