Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по географии, 5 класс. Использование горных пород

Разработка урока по географии в 5 классе по теме «Литосфера»
Тема: «Использование горных пород или В гостях у Хозяйки Медной горы»
Цель:
1. Познакомить учащихся с разнообразием горных пород и их практическим использованием.
2. Эстетическое и патриотическое, экологическое воспитание
3. Профориентация (геолог, минералог, шахтер)
4. Развитие интереса к чтению дополнительной литературы.
Ход урока
I. Организация класса
II. Изучение нового материала
Введение в тему
1.Сказка о хозяйке Медной горы
А знаете, ребята, какая она Хозяйка? Росту она небольшого, вся из себя ладная, с чёрно-сизой косой и зелёными, как изумруд, глазами. А платье на ней меняется, то блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шёлком зелёным станет отливать. Вот такая она Хозяйка Медной горы.

2. Демонстрация книг П.П.Бажова об Урале
3. Отгадывание загадок Хозяйки, чтобы получить ключ
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Данила. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Даниле править стало, состарился он. Решил царь Данила испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам даёт наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи мне ключ Земли, а потом будешь ты царём». Отправился Иван Данилов сын в путь-дорогу. Долго ли шёл, коротко ли, дошёл до чужого царства - государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись: «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
Ребята, подскажем Ивану, что такое литосфера? Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?». «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране такой?» - спрашивает царевич. «Есть- то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землёй, а стережёт его Хозяйка Медной горы». «А как же мне туда попасть?- спрашивает Иван.
«Нужно вырыть глубокий колодец»,- отвечает ему старик. Взял Иван Данилов сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались лёгкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль камена, нефть, каменный уголь. Назовите группу горных пород (осадочные)
4. Происхождение осадочных горных пород.
Каменный уголь
Нефть
известняк
Глубже роет Иван, твёрже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов. А это какие по происхождению горные породы? (магматические)
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твёрдые, крепкие горные породы встречает он на своём пути. (Их называют метаморфическими.)
Увлёкся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная Хозяйка Медной горы. Поклонился ей Иван и говорит: « Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь мои загадки, отдам тебе заветный ключ!» - отвечает Хозяйка.
5. Отгадывание названий горных пород.
Поможем, ребята, отгадать Ивану загадки.
1. Чёрен как ворон, а греет как солнце.(каменный уголь)
2. Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься (мел)
3. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится (соль)
4. Камень набережных и площадей,
Он фундамент массивных домов,
И в руках у умелых людей,
Украшение больших городов (гранит)
Вручение ключа
6. Дед-краевед о практическом использовании горных пород
Выставка изделий из горных пород, сообщения учащихся
1. Глина
2.Известь
3. Каменный уголь
4. Нефть
5. Руды металлов
7. Ильменский заповедник - « минералогический рай» -презентация
( виды горных пород, виды пейзажа)
8. Горные породы и минералы Челябинской области и Уйского района

• По карте найти месторождения горных пород, названия записать в тетрадь. Показ на настенной карте.
9. Ребусы – расшифровать название горных пород

Каолин

Боксит

10. Профориентация – геолог, шахтер, ювелир, палеонтолог.
11. Захар Загадкин прислал телеграмму, необходимо исправить ошибки в написании горных пород.

III. Закрепление
1.Какой минерал можно порвать, как бумагу (асбест)
2.Какой минерал мы каждый день едим (поваренная соль)
3. Жидкая горная порода (нефть)
4. Почему глиняную чашку можно назвать «внучкой гранита»
(глина из гранита)
5. Какой родственник известняка помогает нам учиться в школе? (мел)
6. Сколько расходуется за день в школе мела
20 кабинетов по 10 грамм = 200 грамм
В месяц 200 грамм за 26 дней = 5кг 200гр
В год 10 месяцев по 5кг 200г = 52 кг
IY. Домашнее задание № 17 стр.41-43

Литература
1. А.Е.Ферсман « Занимательная минералогия»
2. Н.А.Максимов «За страницами учебника географии»
3.Т.П. Пивоварова «За страницами учебника географии
4. «Познай свой край. Челябинская область», 2015г., 2016г.

Рекомендуем посмотреть:

Школьникам 5-6 класса о необычных памятниках мира Урок – КВН по географии: Литосфера, 5-6 класс Конспект урока географии в 5 классе с презентацией. География в эпоху средневековья Конспект урока географии в 5 классе по ФГОС с презентацией. Землетрясения и вулканы
Опубликовано: 1384 дня назад (14 декабря 2017)
Просмотров: 1237
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!