Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Организация работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы на основе учебных текстов
Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями ( музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.
Детская одаренность делится:
- явную ( мы её сразу замечаем)
- возрастную ( исчезает с возрастом)
- скрытую, непроявленную.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов.
Для выявления и развития одаренности необходимо применять следующие формы и методы:
- тренинги
- игры, сложные, т.к. сложные игры более интересны для детей такого уровня
- моделирование творческой ситуации
- образовательные программы, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, а следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами.
Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому ребенку максимум внимания.
Критерии одаренности ребенка:
- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
- общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками
- речь ребенка отличается повышенной выразительностью.
Эти критерии рекомендуются как педагогам, так и родителям.
Выведение следствий – тест используется для исследования способности к воображению и словесно- логическому мышлению.
Умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно- следственные связи является важнейшим условием успешного обучения.
Предложите детям пофантазировать на тему:
«Что произойдет, если…?»
Задача ребенка – дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:
- Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?
- Что произойдет, если животные начнут говорить?
- Что произойдет, если горы станут сахарными? и другие.
Чем подробнее ответ, тем лучше у ребенка развита образность, тем ярче его воображение.
Для оценки результатов используйте:
1) фактор времени ( время затраченное на раздумье) 5 минут – 1 балл, 4 минуты – 2 балла, 3 мин – 3 балла и т.д.
2) активность воображения
- оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов
- необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла
- банальный ответ – 2 балла.

Автопортрет – благодаря воображению ребенок осваивает новый опыт. Прогнозирует свою жизнь, формирует представление о себе, как о личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен как рисунке, так и в поделке.
На занятиях необходимо широко использовать следующие технологии обучения:
- Технология кооперативного обучения;
- Технология творческих мастерских;
- Проектное обучение;
- Модульная технология;
- Технология полного усвоения;
- Инновационные компьютерные технологии
Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные выставки, мастер- классы, конкурсы и т.д.
Сценарии обучающих игр, способствующих развитию интеллектуальной одаренности детей
(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)
Сундук мудрости
Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.
Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.

Симпозиум
Перед вами наглядный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению детей). Затем каждый в своем амплуа должен изложить текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.
Итак, слушаем выступления членов симпозиума.
Подведем итоги.
Поздравим победителей. Всем спасибо!

В гостях у сказки
Нам дан любой текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Можно кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!

Необычный доклад
Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Начинаем! Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? Поздравим победителей!

«Изюминка»
Познакомимся с новым учебным материалом по ранее изученной теме. Теперь подумаем, что нового или какая «изюминка» (т. е. особая привлекательность) данного материала вам бросилась в глаза, запала в ваше сознание по сравнению с ранее известным материалом по данной теме. Можно кратко записывать. Теперь послушаем участников игры. Что нового они узнали из данного материала? Поблагодарим наиболее активных, аналитичных игроков!

Миниатюра
Давайте распределимся на группы по 3—4 человека. Сейчас мы прочитаем учебный материал, а затем каждая группа изобразит существо текста какой-либо миниатюрой. Это может быть сценка, песня, балет, пантомима. Остальные должны будут словами объяснить, прокомментировать увиденное, используя сюжет и смысл прочитанного текста. Читаем внимательно текст! Начали! Теперь обсудите в ваших группах прочитанный текст, выделите в нем главное и придумайте, как это можно изобразить. Оценим по пятибалльной шкале каждую миниатюру, учитывая артистичность, находчивость и оригинальность изучаемого текста. Ведущий, руководите! Затем не забудьте поздравить победителей!

Совет добровольных обществ
Как известно, у каждого из нас есть какое-то хобби (т.е. любимое увлечение). Давайте представим, что все мы — общество охотников, орнитологов, нумизматов, рыболовов или автомобилистов. В общем, выбирайте, какое у нас будет общество. Теперь прочитаем заданный нам учебный текст как бы глазами выбранного вами специалиста. Теперь по очереди задаем ему вопросы по тексту, исходя из того, что мы являемся членами этого общества. То есть задаем вопросы по тексту, но специальные термины текста использовать нельзя, можно использовать только термины нашего общества, нашего общего дела. Кто задает вопросы с нарушением правил — выбывает из игры. Старайтесь придумать как можно больше вопросов по существу текста, используя тематику общества, к которому мы относимся. Выигрывает тот, кто останется. Начали! Ведущий определяет победителей.

Обнаружение ошибки
Давайте прочитаем учебный текст как можно внимательнее, но в темпе. Мы надеемся, что все поняли содержание и главную мысль прочитанного текста. Теперь вам будет предложен этот же текст, но с измененным в определенных пределах содержанием. Ваша задача — найти и исправить все неправильные утверждения. Это лучше сделать письменно. После самостоятельной работы каждого мы все вместе обсудим текст. Приступим к просмотру вновь предложенного текста. Начали! Помечайте у себя на листочке ошибки, сделанные в тексте. Теперь обсудим исправления. Посмотрим, кто сколько нашел неточностей в тексте и как они были исправлены. Начнем с того, кого укажет ведущий. Начали! Мы обсудим текст, если не все неточности замечены играющими, получены недостаточно точные и полные ответы: нужно еще раз просмотреть начальный учебный текст и пометить у себя на листочке упущения. Начали! Ведущий определяет лучших, самых точных и оригинальных игроков.

Назойливый игрок
Известно, что мелкие подробности учебного материала нужны для прочного усвоения и долговременного запоминания. Сейчас мы прочитаем текст в темпе, но внимательно, затем вы составите список вопросов. У кого этот список будет длиннее, доскональнее, тот и выиграл в этом интеллектуальном состязании. Читаем текст, чтобы составить вопросы. Начали! Текст прочитан, теперь переходим к вопросам. Целесообразно, чтобы вопросы охватили весь учебный материал, все его нюансы. Запишите, пожалуйста! А теперь вы по очереди будете задавать свои вопросы всем обучаемым, а они по очереди будут кратко отвечать на них. Отвечает тот, кого попросит ведущий. Затем определим самого назойливого игрока. Итак, ваши вопросы! Ведущий определяет победителя.

Составь программу обучения
Прочитаем учебный текст. Теперь необходимо представить, что вы составитель учебной программы по данному предмету. Программа должна отражать основное содержание, разделы, темы, трудности, которые могут встречаться при изучении этого материала, приемы, которые облегчат усвоение материала, какой-то личный опыт, приобретенный учащимися в жизни. Нужно составить наиболее удобную, рациональную и оптимальную программу, которой могли бы пользоваться остальные игроки. Не следует забывать о юморе и оригинальности при составлении тематики содержания. Итак, еще раз читаем текст, затем составляем программу и выносим ее на всеобщее обсуждение. Приступаем к составлению макета программы. Теперь переходим к обсуждению. В какой программе материал наиболее интересен, доступен, подробен, оригинален? Ведущий определяет победителя.

Занимательные истории
Ознакомьтесь, пожалуйста, с учебным текстом. Постарайтесь мысленно выделить в нем ключевые слова. А теперь на листочек в столбик выпишите эти слова. Пусть их будет 10, 20, сколько у вас получится. Начали! Столбики готовы. Теперь начинаем такой конкурс. Каждый попробует придумать забавную историю, в которой все эти слова последовательно, одно за другим, завязаны в какую-то осмысленную, может быть и невероятную историю.
История может не иметь никакого отношения к теме этого текста. Может быть, эта история будет прямой противоположностью тому учебному тексту, из которого взяты эти ключевые слова. Потом мы проведем конкурс, кто придумал самую занимательную и оригинальную историю на базе этих слов. Итак, на подготовку истории на основе выписанных вами ключевых слов отводится одна минута. Можете делать какие-то пометки на листочке, можете это делать в уме.
А теперь приступаем к конкурсу забавных и занимательных историй, которые у вас получились. Итак, начали! Ведущий последовательно предоставляет слово всем желающим. Итак, Фантастический запас исчерпан. Но, однако, вас ожидает следующий конкурс. Кто желает попробовать, не глядя в учебный текст, а пользуясь только своими ключевыми словами, т.е. вашим листочком, воспроизвести этот текст? Побеждает тот. кто пересказывает текст наиболее близко к оригиналу. Начали! Все оценивают способности выступающего. Слово всем желающим. Теперь оценим результаты. Кого считает ведущий победителем и почему? Спасибо!

В проблемном поле
Прочитаем учебный текст. Разделимся на пары. Ведущий задает проблему (или тему). Оппонент слева в каждой паре должен по заданному учебному материалу дать решение этой проблемы, а вы его оппонент справа, постарайтесь выдвинуть контраргументы, не возбраняется в конце концов прийти к общему мнению. Затем ведущий задает новую проблему. Оппоненты меняются ролями, т.е. оппонент справа в каждой паре объявляет решение вновь заданной проблемы по учебному материалу и отстаивает его. а оппонент слева не соглашается. Прочитаем еще раз учебный материал. Ведущий, ваша формулировка проблемы. Приступаем к обсуждению по парам. Ведущий — ваша новая проблема. Меняемся ролями. Приступаем к обсуждению.
Ведущий определяет, какая пара у нас наиболее активно обсуждала поставленные проблемы. Поздравим победителей! Спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Работа психолога с одаренными детьми Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок Как выявить одаренных детей в школе Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Похожие статьи:

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Конспект урока русского языка. Обобщения по теме "Местоимение", 6 класс
Опубликовано: 2289 дней назад (13 января 2018)
Просмотров: 2190
+1
Голосов: 1
Людмила Анатолиевна Никитина # 13 января 2018 в 22:41 0
Инна Александровна! Заинтересовали Ваши сценарии обучающих игр. Думаю, они будут полезны учителям русского языка и литературы, дифференцированно работающим с учащимися, помогут развить интеллектуальные способности одарённых детей. Спасибо!
Инна Александровна Дмитренко # 14 января 2018 в 14:16 0
Спасибо за Ваш отзыв.
Антонина Николаевна Рубенко # 20 января 2018 в 18:28 0
Интересная тема, очень важная и актуальная.
По моим наблюдениям, сейчас все больше детей со скрытой одаренностью, которая современная школа не всегда желает распознавать. Особенно проблематично достичь успеха ребятам, одаренным только в одной сфере. Как правило, учителя не хотят понимать, что ученик дисграфик, но в математике способен на чудеса. Или одарен филологически, но не способен сдать математику выше порога, и то, при условии серьезных усилий.
У меня некоторые ребята из физмата делают существенный рывок просто потому, что я им объясняю, что язык -
это строгая система, а при подготовке к экзамену мы выводим "алгоритмы решения" того или иного задания.