Мастер - класс "На дне морском"
Тема: «На дне морском» (декорирование рамки для фото)
Цель: декорирование рамки для фотографии.
Задачи:
- Знакомство с историей росписи по стеклу.
- Знакомство с материалами, имитирующими витражную технику.
Для работы необходимо иметь:
Деревянную рамку для фото, акриловые краски по стеклу (прозрачные и не прозрачные), контуры по стеклу и керамике, акриловый лак, кисти, карандаш, ластик, баночку ля воды, влажные салфетки, альбомный лист, палитру.
Структура мастер-класса
1. Организационная часть.
2. Вводная беседа
3. Практическая работа
4. Рефлексия
1. Организационная часть
Приветствие.
2. Вводная беседа
Роспись является одним из самых древних видов, как изобразительного искусства, так и декоративных промыслов. На протяжении веков она являлась неотъемлемой частью повседневной жизни человека, выступая в качестве декора помещения и предметов быта.
В настоящее время художественная роспись, занимает важную позицию в оформлении, позволяет создавать уникальные вещи, которые: украшают интерьер, становятся оригинальными подарками и просто радуют своих владельцев.
Роспись по стеклу и керамике можно условно разделить на витражную роспись (по стеклу) и роспись по керамике «от руки».
Витражная роспись уходит своими корнями в X век, в то время широкую популярность приобрела мозаика из разноцветного стекла, являясь чуть ли не основным украшением большинства храмов и соборов. Используемая в готическую эпоху, как украшение архитектуры, в настоящее время - витражная техника находит широкое применение в украшении интерьера жилых и общественных помещений. К сожалению, данная техника, в силу своих особенностей, не передаёт всех деталей, задуманных художником. Как следствие в современном мире появляется «витражная роспись», которая является предзнаменованием нового открытия в витражном деле.
В отличие от классического витража, витражная роспись – более доступный для домашнего использования вид декора. Существуют специальные краски и контуры, которые хорошо ложатся именно на стеклянные поверхности.
Роспись по керамике известна ещё со времён крито-микенского искусства (20—18 вв. до н. э.). Где распространено изображение со стилизованными растительными узорами. Орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов – «вазопись». Выполняется она специальными красками с последующим обжигом.
В Киевской Руси глиняные изделия покрывались керамической массой с последующим горным обжигом. Эта техника называлась ангобированием.
Древняя Греция знаменита своими вазами, которые покрываются, так называемым, чёрным лаком. Белой, пурпуровой, реже — непрочными «акварельными» (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой.
Искусство росписи керамики Средней Азии, выливается в яркий и сочный растительный орнамент и тонкие и прекрасные изделия. Художественный стиль того периода называется руми.
Изразцами руми украшены многие интерьеры. Они лежат на стенах, как волшебный керамический ковер с затейливым восточным узором. Иногда плитка украшена не только растительным орнаментом, но и каллиграфическим письмом.
Расцвет керамического искусства в Изнике - 15-17 вв., в то время турецкие мастера гончарного дела приобретают свою особую манеру росписи и их прекрасные изделия становятся, узнаваемы и популярны. Этому способствует и то, что рядом с Изником - месторождение серовато-белой глины, которая отлично подходит для производства различных видов керамики.
Изразцы и посуда Изника обычно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами, розетками как дополнение, выступают изящные райские птиц и мифические животные. Искусство исламской каллиграфии тоже отразилось в керамике Изника.
Ранняя керамика Изника расписана только кобальтовой краской (темно-синего цвета)позднее появляются и другие цвета: бирюзовый, чёрный, лилово – сиреневый, оливковый, красный, изумрудный.
Краски на керамику из Изника наносят подглазурным способом. Сначала формируют изделие на гончарном круге или вручную (если это изразец), подсушивают его, оно становится светло-серым. Потом покрывают белой глазурью, чтобы придать керамике сходство с фарфором. После второй сушки белый фон расписывают. Покрывают узор глазурью и обжигают. Изникская керамика является отражением мастерства керамистов Османской империи. Сегодня музеи, антиквары и высоко ценят эту турецкую керамику. Она есть в коллекциях крупных музеев по всему миру.
Майолика — это вид тонкой расписной керамики, которая готовится из белой фаянсовой массы (фаянсовая майолика) или красножгущейся глины (гончарная майолика). Черепок майолики — пористый, а стенки готового изделия — тонкие и гладкие. Майолика - не обязательно плоская, часто ее украшают рельефным декором.
Изделия из майолики всегда очень красивы и уникальны. Их приятно не только разглядывать, но и брать в руки. Майолика гладкая, прохладная и немножко рельефная. Цвета майолики ближе к густой медовой акварели.
Название майолика связано с Мальоркой потому, что именно через этот испанский остров в Италию и, потом, в остальную Европу попали первые майоличные произведения.
Майоличные изделия покрывают двумя видами глазури: сначала — непрозрачной (с высоким содержанием олова), а потом — блестящей прозрачной глазурью (на основе свинца). Рисунок наносят прямо на сырую глазурь. А потом обжигают керамическое изделие при температуре около 1000 градусов C. Традиционно, краску для росписи делают на основе глазури, добавляя в нее специальные краски — окислы металлов, которые способны выдержать высокие температуры (чтобы рисунок при обжиге сохранился). Эти окислы металлов дают цвет — желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
На Руси известна техника росписи по керамике под названием Гжель. Изначально это техника нашла свою реализацию, как техника с полноцветным колоритом, впоследствии вырабатывается самобытный стиль росписи кобальтом. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это своего рода изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени.
В настоящее время, помимо классических способов росписи по стеклу и керамике, существует множество имитирующих техник. Это возможно благодаря специальным краскам и контурам.
Практическая работа
Из рамки аккуратно вынимаем стекло
Стекло обводим простым карандашом на альбомный лист.
Выполняем эскиз.
Сверху эскиза кладём стекло и при помощи акриловых контуров обводим контуры рисунка.
После того как контур высохнет, заливаем витражными красками. Даём просохнуть.
Рамку покрываем светло синей краской.
После того как высохнет, при помощи жёсткой кисти (щетина, синтетика) оттеняем рамку более темным оттенком синего цвета. Затем белым цветом выполняем блики. Используем акриловые краски.
Акриловыми красками рисуем пузырьки по углам рамки. (При желании можно нарисовать пузырьки и на стекле.)
Покрываем рамку акриловым лаком матовым или глянцевым.
После высыхания лака вставляем стекло обратно в рамку.
Рекомендуем посмотреть:
Витражи своими руками
Витраж своими руками. Мастер-класс
Роспись витражными красками по стеклу. Мастер-класс
Роспись витражными красками по стеклу. Мастер-класс Ромашки
Похожие статьи:
Техника витражной росписи по стеклу для начинающих