Роспись по дереву. Пошаговый мастер-класс с фото
Тема: «Хохломская роспись»
Цель мастер класса:
Передача опыта педагогической деятельности в области обучения учащихся традиционной кистевой росписи.
Задачи мастер класса:
Знакомство с историей, технологией и колоритом хохломской росписи.
Освоение основ композиционного построения хохломской росписи.
передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности по освоению элементов хохломской росписи.
создание атмосферы творческого сотрудничества, профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, обмена накопленным опытом;
Для работы необходимо иметь:
- краски: гуашь
- бумага формат А 4
- кисти круглые белка или колонок №2
- банку с водой
- ватные палочки.
- мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти.
- палитру
- влажные салфетки
Структура мастер-класса
1. Организационная часть.
2. Вводная беседа
3. Практическая работа
4. Рефлексия
1 Организационная часть
Приветствие.
2 Вводная беседа
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетийСвое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились).Рождение промысла произошло во время обширного заселения нижегородских земель. Среди переселенцев были и так называемые «старообрядцы»- противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебра и олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров.
Палитра хохломской росписи заключает в себе три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.
Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке, на красном или черном фоне. Для создания орнамента - наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.
Композиция в хохломской росписи
Прежде всего, в хохломских узорах преобладает мягкий, гибкий завиток. Благодаря нему, орнамент кажется бесконечным, стремительным.
Когда мы рассматриваем изделие Хохломы как зрители и восхищаемся сложноплетенным орнаментом хохломской росписи, нам бывает трудно определить, где начало и конец рисунка. Но специалист знает, что за хитросплетениями росписи стоят простые, легко читаемые схемы, которые каждый художник и призван сделать разнообразными, красивыми и интересными.
В Хохломской росписи существует несколько видов композиций:
Композиция в полосе (криуль)
Композиция в прямоугольнике (древо, ветвь)
Композиция в круге (восьмёрка, венок)
Росписи вышедшие из хохломского промысла
В настоящие время изделия с хохломской росписью производят несколько десятков предприятий, но подлинных хохломских центра два: это «Хохломской художник» в селе Семино и «Хохломская роспись» в г. Семенове. Семинская роспись более традиционна, ближе к своим истокам – крестьянской посуде. Семеновские мотивы более фантазийные и изысканы, предназначены для более взыскательных покупателей.
Существуют так же росписи которые являются выходцами из хохломского промысла это Липецкая роспись и Курская роспись. Визуально они отличаются от классической хохломы. В Липецкой росписи присутствует белая оживка. В курской роспись отличается наличием золотой «тамповки», черного фона и некоторых специфических элементов которых нет в классической хохломе – «курский мак»
Современный технологический процесс хохломской росписи
1- Выточенную или вырезанную прошлифованную заготовку грунтуют (методом окунания). В качестве грунтовки применяется глина (вапа) или грунтовка (№ 138).
2- Про грунтованную заготовку протирают мягкой губкой и сушат при комнатной температуре 6-8 часов.
3- Заготовку покрывают 2-3 раза олифой или смесью олифы и лака в равных частях.
4- Промежуточная сушка при комнатной температуре в течении 5 часов.
5- Втирание алюминиевого порошка мягкой кожей или замшей до получения зеркальной поверхности.
6- Художественная роспись масляными красками, разведенными натуральной олифой.
7- Сушка 24 часа на стеллажах при температуре 20-25°С или 1.5-2 часа в электропечи при температуре 100°С.
8- Лакирование 3-5 раз лаком ПФ-283,с промежуточной сушкой и шлифовкой.
9- Сушка 2-3 часа при комнатной температуре и 15-20 минут в электропечи при температуре 200°С или 3-4 часа в электропечи при температуре 130-140°С до появления золотистого оттенка.
(Демонстрация мультфильма)
3 Практическая работа
Пред тем как приступить к росписи изделия, тренируемся выполнять элементы росписи на бумаге
Заготовку покрываем клеем ПВА
После высыхания клея заготовку обрабатываем наждачной бумагой с мелким абразивом.
Покрываем изделие золотой краской.
Прописываем декоративный кант.
Прописываем стебли.
Прописываем ягодки и листья.
Выполняем тенёжку.
Дополняем композицию травным орнаментом.
После высыхания покрываем изделие лаком.
4 Рефлексия.
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и
слушателей.
Выставка-обсуждение. Что получилось, а что не удалось?(педагоги высказывают своё мнение, прикрепив земляничку на доску(красная- всё удалось, понравилось, трудностей не возникло; жёлтая - понравилось, но были трудности; синяя- не понравилось).
Рекомендуем посмотреть:
Методика преподавания мезенской и хохломской круговой росписи в начальной школе
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Конспект НОД в старшей группе. Золотая хохлома
Подставка для канцелярских принадлежностей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Роспись тарелки хохлома
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву