Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие художественно-творческих способностей младших школьников

Статья по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей - залог успешной социализации».
Описание материала: Предлагаю вам статью по обучению изобразительной деятельности младших школьников по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей - залог успешной социализации». Данный материал будет полезен родителям и лицам, их замещающим, воспитателям, педагогам.
* * *
Творческая деятельность является одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогает осваивать духовный и материальный мир. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся: восприятие предметов и явлений окружающей действительности, сообщения педагога (объяснения, рассказы), практическая деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.).
Выделяют следующие методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Это традиционная классификация.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
Если включать в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, то определяет такие ее черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета (объекта);
- видение проблемы в стандартной ситуации;
- видение структуры объекта;
- способность к альтернативным решениям;
- комбинирование способов деятельности.
Рассмотрим, каким образом можно формировать первую черту творчества. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, обращаем внимание на их форму, учим их сравнивать предметы по форме, подчеркиваем, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании на другие предметы сходной формы.
Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно, используя следующие методы:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический.
Информационно-рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания ребенком новой готовой информации. Информация должна воздействовать на все органы чувств.
Репродуктивный метод – метод направленный на закрепление, упрочение и углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.
Эвристический, или частично-поисковый метод – направлен на поступательное обучение процедурам творческой деятельности. Ребенку предлагается решение не целостной задачи, а отдельных ее элементов (педагог сообщает факты – дети делают выводы; педагог ставит проблему – дети предполагают, как можно ее решить, т.е., выдвигают гипотезу).
При работе с детьми необходимо знать, с каким материалом интересно работать, в основном используют такие материалы, техника работы с которыми не вызывает особого труда. При подборе изобразительных материалов необходимо учитывать не только возраст детей, но и цели обучения.
Основными материалами являются акварель и гуашь.
Для работы в любой технике необходимо освоить следующие изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию, тон и цвет.
Мазок. Форма его зависит от формы волоса кисти, густоты и способа нанесения краски. Концом кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию применяемых при обводке контуров и прорисовке деталей. Раздельными и слитными мазками можно передать цвет любого предмета.
Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, или видимой светлотой. Его передают окраской, которая осуществляется заливкой, отмывкой, и «сухой кистью».
Цвет. Все цвета спектрального круга называются хроматическими. Они обладают тремя свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Выделяем три основных направления в обучении детей рисованию в «жидких техниках»:
1) знакомство с особенностями изобразительных материалов и разными техниками работы;
2) формирование необходимых умений и навыков в процессе обучения;
3) применение в художественно-творческой деятельности различных методов и приёмов рисования, которыми дети овладели.
Доминантные методы – метод «диалогичности» и вхождение в образ.
Не малую роль играет ручная умелость детей, зрительно-двигательная координация развиваются, как мы сказали, в различных видах изобразительной деятельности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Однако рисование в этом смысле играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это по отношению к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.
Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей.
Непосредственно перед рисованием важно еще раз подчеркнуть: разную величину, разную направленность, слитность. Надо показать детям, как накладывать мазки, обратив внимание на слитность движения или разрыв (не отрывая кисти от бумаги или короткими мазками), толщину мазка или густоту набранной гуаши. Возможность рисования веток дерева разного размера, и направления.
А результаты будут, в частности, зависеть и от того, насколько красиво дети смогут накладывать мазки: плавно, свободно, в разном направлении и разной величины.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры или задания, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
К практическим приёмам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Игровой приём предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей, необходимо использовать комплекс методов и приёмов: наглядные методы , словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит эффективно формировать художественно-творческие способности детей.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие художественно - творческих способностей у старших дошкольников Программа кружка по ИЗО в начальной школе по ФГОС, 1-2 класс О творчестве учащихся начальной школы
Как нарисовать настроение поэтапно с фото для начинающих | Как нарисовать праздничное настроение поэтапно с фото
Опубликовано: 2195 дней назад (30 октября 2018)
Просмотров: 1997
+4
Голосов: 4
Ольга Анатольевна Рожкова # 30 октября 2018 в 21:05 +2
Здравствуйте, Валерия Викторовна! Интересный и содержательный материал.Описаны методы и техники провидения занятия по изобразительному искусству. Ваш материал может помочь молодым педагогом. Желаю успехов!
Валерия Викторовна Болдушевская # 30 октября 2018 в 22:32 +1
Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Благодарю Вас за отзыв! Спасибо
Оксана Анатольевна Данильченко # 31 октября 2018 в 11:49 +3
Очень содержательный материал. Было интересно познакомится с новой для меня информацией в художественном образовании ребят. Голос!
Валерия Викторовна Болдушевская # 3 ноября 2018 в 15:20 0
Спасибо!!!
Анна Александровна Шерстюк # 31 октября 2018 в 18:54 +1
Добрый вечер, Валерия Викторовна.Ознакомилась с предоставленным материалом.Мне понравилось. Кратко и содержательно.Продолжайте так же.Желаю творческих успехов.
Валерия Викторовна Болдушевская # 3 ноября 2018 в 15:21 0
Спасибо!!!