Интегрированное НОД по мотивам произведений А.С. Пушкина «Фестиваль сказок». Старший дошкольный возраст
Идея НОД - реализовать принцип интеграции образовательных областей на вариативном использовании единого образовательного материала. Уникальный и богатый лексический, фонетический, идейно – смысловой материал текстов сказокА.С.Пушкина способствует созданию оптимальных условий развития ребенка, закладыванию целостного представления о себе и явлениях окружающего мира.
Выбор нетрадиционной формы занятия – представляет возможность для активного использования таких видов деятельности детей, как игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»;
Цель
Формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи
- Обобщать и систематизировать знания детей попроизведениямА.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» посредством дидактических игр, цитирования отрывков, перечисления героев.
- Способствовать укреплению здоровья детей используя здоровье сберегающие технологии (физические упражнения, пальчиковую и дыхательную гимнастику, самомассаж). Познакомить с элементами самомассажа с мячом су-джок.
- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Планируемые результаты:
Дети с удовольствием выполняют различные виды движений; с интересом участвуют в подвижной игре; ориентируются в окружающем пространстве; активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем, персонажами сказок и сверстниками в решении игровых задач; умеют поддерживать беседу; рассуждают; понимают и принимают художественные образы в игре.
Вид НОД: Обобщающая НОД
Предварительная работа
Чтение сказок А.С.Пушкина.
Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.
Прослушивание аудио версий сказок А.С. Пушкина.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.
Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.
Организация выставки детского творчества на тему сказок А.С.Пушкина.
Игры-драматизации по сказкам А.С. Пушкина
Изготовление книжек-малышек «Мои любимые сказки».
Демонстрационный материал
Иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка «О рыбаке и рыбке» атрибуты к подвижным играм, мультимедийный экран, ноутбук, камень с указателями, сундук.
Раздаточный материал
Картинки для выполнения заданий, ключи за правильно выполненное задание,фольга,полотно,дорожка препятствий, мячи.
Содержание организованной деятельности детей:
Организационный момент.
Дети входят в зал и строятся в круг.
Воспитатель:
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и построим большой круг.
Комплекс психогимнастики «Друзья»
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель:
Конечно, сказки любят и знают все. Какие сказки вы знаете?
(дети перечисляют)
А кто же сочиняет сказки?
(Писатели и народ). Все верно. Сказки, которые сочинял народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали их своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям.
А есть сказки, которые сочиняли писатели, они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.
- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта. Чей портрет вы видите на экране?
Дети:
А. С. Пушкина
Воспитатель:
Верно, это Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель:
А какие произведения А. С. Пушкина вы знаете?
Дети:
«У Лукоморья дуб зеленый», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».
Воспитатель:
Эти сказки можно посмотреть из этого волшебного ларца.
На экране ларец открывается и появляется фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Изображение пропадает и на экране появляется видеообращение от Кота ученого.
Кот ученый.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
Я днем и ночью, кот ученый
Хожу все по цепи кругом.
Но, налетел свирепый ветер
Легко сорвал ключи с ларца,
А в нем хранятся наши сказки,
Помогите мне друзья!
Чтобы ключики найти нужно к дубу вам пойти
А на дубе том задание
помогите, до свидания!»
Воспитатель:
Как вы думаете, что чувствует кот сейчас?
Дети: Расстроен
Воспитатель:
Чем мы можем помочь?
Дети:
Найти ключи.
Воспитатель:
Что может случится, если мы не найдем ключи?
Дети:
Потеряются сказки.
Воспитатель:
Ребята, кто знает, где страна Лукоморье находится?
Дети:
В сказках А.С. Пушкина.
Воспитатель:
А отправится в сказочную страну можно на поезде.
Звучит музыка «Паровоз Букашка» дети строятся друг за другом и выходят на террасу детского сада.На террасе стоит дуб с разноцветными листочками, под дубом ларец с замками.
Воспитатель предлагает детям выбрать листочек. Воспитатель читает четверостишие.
«Там лес и дол видений полны, там, на заре прихлынут волны
на брег песчаный и пустой.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
и с ними дядька их морской».
Из какой сказки эти строки?
Дети:
«Сказка о царе Салтане».
Воспитатель: Что ж, ребята, путь далек,мы поедем на восток.
Динамическая пауза «Ветер по морю гуляет»
Ветер по морю гуляет
Руки поднять через стороны вверх.
И кораблик подгоняет
Помахать руками
Он бежит себе в волнах
Сцепить пальцы в замок
На раздутых парусах
Сцепленные руки поднять вверх
Мимо острова крутого
Пальцы расцепить, сесть на корточки
Мимо города большого
Встать на носочки
Пушки с пристани палят
Хлопать
Кораблю пристать велят
Топать
Ворота открываются, выходит Черномор.
Черномор:
Здравствуйте, люди добрые! Куда путь держите?
Дети:
Собираем ключи от ларца со сказками.
Черномор:
Есть у меня заветные ключики, но отдам их если покажите мне свою силу богатырскую, дружбу великую, смекалку.
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет.
Белка рассыпала орешки и ей нужно помочь их собрать.
Вам нужно на две команды поделиться, по мостику пройти
(по полосе препятствий), по болоту через камни перебраться
(перешагивая с модуля на модуль), сквозь «бурелом» проползти
(тоннели), с кочки на кочку
(прыжки из обруча в обруч),друг друга дождаться, затем поменяться, орешки собрать.
Дети предлагают варианты, как можно поделится, договариваются и выполняют упражнения на полосе препятствий.
Черномор:
Знаю я одну игру, шишки держите, научу.
Шишкой я круги катаю, взад - вперёд ее гоняю.
И поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, И сожму ее немножко, как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем я прижму, и другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
шишка летает между рук!
Черномор:
Да удивили вы меня несказанно своей ловкостью и силой, а смекалку не показали. Вот назовете героев моей сказки, тогда и ключики отдам.
Игра «Золотые ворота».
Дети делятся на две команды, девочки и мальчики, одна команда строит круг, вторая становится в колонне друг за другом.
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки, и дети должны назвать героя сказки, если не назвали, выходят из игры.
Черномор:
Выполнили мои задания, держите ключики.
Дети с воспитателем под музыку возвращаются к дубу. И выбирают следующий листок.
2 листок
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Океане-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
Из какой сказки эти строки?
Дети:
«Сказка о рыбаке и рыбке».
Открываются сказочные ворота, появляется Старик из сказки «Золотая рыбка» с сетью в руках.
Старик: Здравствуйте, ребята. Давно я вас тут поджидаю. Много дней сижу на берегу моря, сеть закидываю, да только одни водоросли вылавливаю. Нет больше рыбы в море, а до Рыбки Золотой не могу докричаться, сколько ни старался. Что случилось, ума не приложу. Может, вы знаете, ребята?
Ответ детей: Все сказки в ларце застряли. Мы идем на поиски ключиков, которые смогут ларец со сказками открыть!
Старик: Поймал я в сеть недавно ключик странный, думаю, тот, который вам нужен. Но до того как я вам его отдам, помогите мне море пробудить и рыбой его наполнить.
Детям предлагается из фольги сделать рыбок и запустить их в море (синюю ткань).
Старик: Молодцы, ребята! Теперь нам с вами нужно волшебную песню рыбкам спеть.
Проводится пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Старик: Что ж, хорошо! Осталось вам только с морской стихией совладать, да рыбок в морских волнах укачать!
Активное слушание: Дети берутся за края ткани и под музыку Сен-Санса «Аквариум» создают имитацию волн.
Старик: Спасибо, вам, дорогие друзья! Благодаря вам, море стало полно рыбы, и мой улов сегодня будет богат. За это подарю я вам ключик!
Дети с воспитателем благодарят Старика и возвращаются к дубу, где берут следующее задание.
3 листок
День и ночь, как заведенный
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь ученый
Скажите, речь идет о ком?
Дети:
Кот Ученый.
Звучит музыка. Раздается мяуканье кота. Появляется кот Ученый.
Воспитатель. Ой, ребята, кто же это? Да это наш знакомый кот Ученый!
Кот. Здравствуйте, ребята! Я слышал здесь кто-то ищет потерянные ключи и хочет вернуть сказки в мое сказочное Лукоморье?
Воспитатель. Да, это мы с ребятами хотели вернуть сказки в сказочный ларец,… но у нас не хватает последнего ключа.
Кот. Так и быть, помогу я вам. Но для того чтобы получить заветный ключик, прошу вас помочь мне найти вещи, которые вылетели из сказок во время урагана. Предлагаю вам посмотреть по сторонам и поискать глазками то, что в сказку вернуть нужно.
/Проводится офтальмологическая зарядка «Найди глазками». Движения глаз сопровождается словами/
«Посмотрите далеко. ....... Руку в сторону веду,
Посмотрите близко, ....... А потом в другую.
Посмотрите высоко, ....... А потом огромный круг
Посмотрите низко, ....... глазами нарисую.
А теперь отправляйтесь на поиски!
Игра «Найди то, не знаю что»
Условия игры: членам команд предлагается найти в зале все атрибуты, относящиеся к сказкам Пушкина. Предметы спрятаны заранее. Это рыбка, невод, белочка, орешки в мешочке, бочка, веретено, лук со стрелой, богатырский шлем, перо лебедя. Собирают в большую корзину.
Кот. Ребята, я прошу вас помочь мне определить из какой сказки эти вещи?
(Дети раскладывают вещи по сказкам. Проверяем.)
Кот. Молодцы, ребята! Отлично справились! Но вот беда…. Нес я вам картинки из сказок показать, а они рассыпались! Ой, что же теперь будет?! Ой-ой-ой!
Воспитатель. Да что ты расстроился, кот, ребятки у нас умные – они твоему горю в два счёта помогут! Верно, ребята? Поможем коту собрать картинки?
Игра «Собери картинку»
Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики).
Кот. Какие ребята молодцы! Всё выполнили правильно! Вы и, правда, очень хорошо знаете сказки. Поэтому прошу вас принять от меня последний ключ от нашего сказочного ларца.
Кот отдает последний ключ, и дети открывают ларец.
Воспитатель:
Вы все хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Какая у вас самая любимая? Почему именно эта? Мне очень приятно, что вы любите сказки А.С.Пушкина, потому что А.С.Пушкин и мой самый любимый поэт.
В ларце книга сказок А.С. Пушкина.
Воспитатель:
Ребята, я предложу вам ответить на 2 вопроса. Если ответ будет «да» - вы возьмите красный смайлик, если «нет» - синий.
Вопросы:
- Вам понравилось путешествие по сказкам?
- Захотелось ли вам прочитать другие произведения А.С Пушкина?
Дети с воспитателем возвращаются в группу.
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича