Модель программы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М. Конашевича.
Автор: Чешкова Елена Павловна, воспитатель Центра развития ребёнка МБДОУ № 59 "Цыплята" город Северодвинск, Архангельская область.
Описание материала: предлагаю Вам учебно-методическую разработку по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М.Конашевича. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов при ознакомлении детей с графикой как видом изобразительного искусства.
Модель программы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М. Конашевича.
Цель: научить понимать иллюстрацию В.М. Конашевича, а потом применять знания в рисовании.
Задачи: На иллюстрациях художника В.М.Конашевича
- знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства.
- формировать устойчивый интерес к книжной графике, желание постоянно общаться с книгой и бережно к ней относиться;
- подвести к пониманию, что иллюстрация сопровождает текст, поясняет его;
- обращать внимание:
а) на жанровый характер произведения (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое)
б) на пространственные свойства рисунка: форма, величина, поза, жест, движение или покой, мимика героя.
- показать детям роль и выразительность точки, линии, штриха, контура или силуэта, цветового пятна;
- через колорит помочь понять эмоциональное состояние героев, время года или суток, состояние погоды, общее настроение или отношение художника к изображаемому;
- дать знания о композиционном построении изображения на странице и в книге в целом;
- способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношения к увиденным рисункам, давали им развёрнутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины;
- побуждать к использованию полученных знаний в собственном творчестве.
Модель программы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М. Конашевича.
Получение детьми искусствоведческих знаний:
1.Обучение восприятию иллюстраций
2.Обучение созданию рисунков.
Данная модель помогает нам наглядно увидеть соотношения между блоками программы знаний и умений по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М.Конашевича. Основополагающим блоком данной программы является блок «Получение детьми искусствоведческих знаний». Именно овладение детьми искусствоведческими знаниями может напрямую повлиять на качество детских работ, либо через восприятие детьми иллюстраций .Каждый блок представленной программы знаний и умений содержит определённые задачи обучения.
1 Блок
Получение детьми искусствоведческих знаний.
В этом блоке мы предлагаем дать следующие знания:
* Об основных понятиях книжной графики:
«Книжная графика», «Иллюстрация», «Художник-иллюстратор», «Специфика труда художника-иллюстратора».
* О биографии В.М. Конашевича: родился в Новочеркасске, в 9 лет с родителями переехал в город Чернигов, поступил в Реальное училище и начал брать первые уроки живописи. Затем поступил в Московское училище живописи и зодчества, иллюстрировал произведения детских писателей и поэтов.
* Об особенностях использования В.М. Конашевичем средств художественной выразительности:
Рисунок
Данный художник использует в работе акварель, тушь; рисунки у него – раскрашенные картинки; предельно выразительные. Каждый участок рисунка несёт определённое, ясное содержание.
Цвет
Доведен цвет до 3-4 красок и лежат они на чистой бумаге, без ненужных пейзажных или каких-либо иных фонов. Предмет окрашивается своим нормальным, локальным цветом. При рисовании людей пропорции у тела соблюдаются. Светотень исключена вовсе. Удаленные предметы окрашиваются также интенсивно, как и предметы на переднем плане.
Композиция.
Проста и вытекает из самого действия, заключенного в тексте, этим достигается необходимая ясность. Предметы, изображенные в иллюстрации – это действующие лица, а сама композиция картинки – организация заключенного в ней действия. И это действие показано ярко.
2 Блок
Обучение детей восприятию иллюстраций.
Данный блок предполагает доминирование у детей умений:
Отличать стиль работы В.М. Конашевича от стиля работы других художников-иллюстраторов (Ю. Васнецова, Я. Чарушина, В. Сутеева)
•Видеть особенности манеры работы В.М. Конашевича: движения персонажей, очеловечивание животных (вертикальное положение, детали одежды, окружающая обстановка, присущая быту человека), применение разнообразного цвета, декоративные элементы.
•Видеть художественный образ иллюстрации в единстве содержания и и средств художественной выразительности.
3 Блок
Здесь предлагаем формировать у детей следующие изобразительные умения:
• Применять в самостоятельной изобразительной деятельности основные функции средств выразительности в манере В.М. Конашевича (передавать настроение персонажей через мимику, позы, линии; передавать движение персонажей), очеловечивание животных (вертикальное положение, детали одежды) и не очеловеченные животные с соблюдением пропорций тела, использовать в работе 3-4 цвета, передавая при этом реальную окраску предметов, изображать главное в центре листа; составлять одноплановую композицию.
•Особое внимание уделять выразительности образа в детских работах, осуществляемую через передачу движения, настроения героев.
•Разрабатывая структуру данной системы занятий и дидактических игр, мы опирались на тот факт, что с детьми обеих групп не проводилась работа по ознакомлению с книжной графикой в целом. Поэтому на первом занятии мы считаем, что необходимо познакомить детей с основными понятиями книжной графики. Только тогда, когда дети понимают что такое «книжная графика», «иллюстрация», «художник-иллюстратор», знают особенности труда данных художников, можно начинать их знакомство с творчеством конкретного художника-иллюстратора (в данном случае, с творчеством В.М. Конашевича). Начинать такое знакомство лучше всего с биографии художника, закрепляя появившийся интерес детей к его творчеству чтением произведения иллюстрированного (и созданного) данным художником.
Соответственно описанной программе занятий и умений мы предлагаем систему взаимосвязанных занятий:
Цели занятий
1. Тема: «Экскурсия в библиотеку».
Обогатить и уточнить представления детей о книгах, их авторах, образности и красоте русского языка. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве.
Речевые задачи: расширение словаря за счет слов: библиотекарь, художник-иллюстратор, фрагмент, читательский формуляр.
Развивать речь-доказательство.
2.Тема: «Экскурсия в библиотеку».
Продолжать обогащать представления детей о книгах, их издателях, авторах, художниках-иллюстраторах. Познакомить детей с графикой, как видом изобразительного искусства. Воспитывать читателя, бережно относящегося к книге.
Речевые задачи: расширение словаря за счет слов: графика, соответствовать, чертить.
3.Тема: «В мастерской художника-иллюстратора»
Познакомить детей с оборудованием, необходимым художнику для работы и материалом, который он использует. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций. Расширять знания о деятельности художника-иллюстратора.
Речевые: расширения словаря: перья разнообразные; сангина; пастель; формат.
Развитие связной речи.
4. Знакомство детей с иллюстрациями В.М. Конашевича к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Продолжать знакомить с творчеством В.М. Конашевича. Учить выделять средства выразительности, передающие характер образа. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать иллюстрации. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства: образные слова, сравнения (на шесте, лапти, деревянный, бревенчатый, землянкой, ветхая, ‘мхом поросла”. Характеристика моря: помутилось, почернело и так далее)
5.Продолжать знакомить детей с иллюстрациями В.М. Конашевича к сказкам «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Султане», «Сказка о золотом петушке». Учить их выделять средства выразительности, передающие настроение персонажей через мимику, позу, жесты, одежду. Воспитывать интерес к творчеству художника-иллюстратора.
Речевые задачи: развитие словаря - кроткая, лицо перекосилось, открытая злоба, стражник.
Развитие связной речи, речи- доказательства.
Учить применять полученные знания в рисовании.
6.Познакомить детей со способами декоративного рисования на примере оформления книги В.И.Даля "Лиса-лапотница». Рассмотреть с детьми обложку книги, титульный лист, оформление буквицы, последние страницы; обратить внимание на цвет листочков, стебельков и цветов. Учить детей применять полученные знания в рисовании.
Речевая задача: развитие словаря – кума, ошмёток, переночевать, задвинуть, сжалился, бутон.
Накопление сравнения: бледно-розовая, ярко-розовая, серо-зелёная, тёмно-зелёная.
7.Вызвать у детей интерес к техническому элементу рисунка – контурной линии. Показать возможности её использования в зависимости от характера образа, жанра литературного произведения, творческой манеры художника.
Речевая задача: развитие словаря: уголь, сангина, пастель.
Настольно-дидактические игры:
“Волшебная линия”
Цель: знакомим детей с разными видами линий: волнистая, прямая, ломаная, кривая. С помощью верёвки вербализовать названия разных видов линий. Учим изображать разные виды линий графически.
“Далеко - близко”
Цель: Уточнить и конкретизировать представления об удалённости предметов в пространстве и их взаиморасположении.
Учить детей делать самостоятельные умозаключения на основе анализа собственного опыта.
“Превратись в героя”
Цель: Учить принимать позу героя (по иллюстрации В.М. Конашевич)
и мимикой выражать его настроение.
Домино “Декоративная роспись”
Цель: Закреплять знания детей по выполнению декоративных узоров (художник В.М. Конашевич).
“Живопись и графика”
Цель: Закреплять полученные знания о различиях живописи и графики, учить доказывать их в речи.
“Угадай, чем рисовал художник”
Цель: Упражнять детей в правильном определении материалов, которыми пользовался художник-иллюстратор В.М. Конашевич
“Кому что нужно для работы”
Цель: закрепляем знания детей о профессии художника-иллюстратора. Развиваем речь-доказательство.
“Подбери картины к схеме”
Цель: закреплять умение детей видеть и называть высоту линии горизонта, уметь объяснять её месторасположение.
“Найди пару”
Цель: Закрепить знания детей о различении живописи от графики.
“Краски радуги”
Цель: закрепить знания детьми последовательности расположения цветов в спектре. Познакомить с художественными материалами (чем работают художники). Показать взаимосвязь двух видов искусства-графики и литературы.
“Собери картинку”
Цель: вызвать интерес к творчеству В.М. Конашевича.
Материал: разрезные картинки В.М. Конашевича.
Игровые действия: составление иллюстраций.
Игровое правило: составить иллюстрацию из частей.
“Подбери палитру”
Цель: учить детей соотносить настроение картины с её колоритом. Развивать чувство цвета.
“Волшебные тюбики”
Цель: учить видеть в картине цвет изолированно.
“Угадай, из какой я сказки”
Цель: закреплять знания детей о рисунке, как средстве выразительности, о названиях произведений, иллюстрируемых В.М. Конашевичем.
“Что лишнее?”
Цель: закреплять умение отличать иллюстрации В.М. Конашевича от иллюстраций других художников.
“Расскажи так, чтобы можно было отгадать”
Цель: продолжать учить детей описывать иллюстрации В.М. Конашевича, рассказывать о средствах выразительности, закреплять умение узнавать рисунки по описанию.
“Составь выставку”
Цель: закреплять умение детей отличать иллюстрации В.М. Конашевича от других художников-иллюстраторов.
“Угадай настроение”
Цель: закреплять у детей знания о том, что настроение героя можно узнать по мимике лица (губы, брови). Учить узнавать настроение. Подбирать пиктограммы к карточке с изображением.
“Разложи по порядку”
Цель: учить детей по содержанию сказки В.И. Даля “Лиса-лапотница” раскладывать иллюстрации В.М. Конашевича, опираясь на настроение героев (определять настроение с помощью мимики и позы).
Материал: отдельные иллюстрации 10х8 см. к сказке В.И.Даля “Лиса-лапотница”.
“Сын короля палитры”
Цель: знакомить с художественными материалами (чем работает художник). Сравнивать гуашь и акварель. Упражнять в получении составных цветов, разных оттенков путем смешивания остальных.
Рекомендуем посмотреть:
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. Старшая группа