Ширма для сюжетно-ролевой игры в детском саду «Пароход»
«Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства» - так записано в примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В ней же разъясняется: « Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами».
Что бы предметно-пространственная среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, мы и создали ширму для использования в игровой и познавательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Состоит она из шести рамок, размером 50 на 60 сантиметров, соединяющихся между собой навесными петлями.
Для сюжетно-ролевой игры «Пароход» сшили чехол, в нижней части, с наружной стороны в технике аппликации нашили ткань голубого цвета в виде волн. В верхней части, с наружной стороны, так же в виде аппликации нашили круги голубого цвета - это иллюминаторы.
Цель: Заинтересовать детей дошкольного возраста сюжетно-ролевой игрой в «Пароход».
Задачи, решаемые с использованием данной ширмы в разных возрастных группах.
Младшая группа:
1 – Познакомить с действиями капитана и пассажиров.
2 - Пополнять знания об окружающем мире через игровую деятельность.
3 - Развивать речевую активность.
4 - Расширять пассивный и активный словарь детей.
5 – Формировать условное игровое действие.
6 – Обучать детей умению принимать на себя игровую роль и обозначать её для партнёра.
7 – Учить развёртывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
8 – Учить изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнёров.
9 -Доставить детям радость от коллективной игры.
Сюжеты: строят пароход (ставят ширму, натягивают на неё ткань) совместно с воспитателем, гуляют по берегу, капитан отдаёт команды, штурвальный ведёт пароход, на остановках гуляют по лесу, собирают грибы и ягоды, заходят в больницу, купаются в море, едут в гости к бабушке и дедушке.
Средняя группа:
1- Расширять у детей представление о реке и море.
2 - Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры.
3 - Познакомить с работой повара на корабле, дать другое определение профессии – кок.
4 - Расширить знания о трудовой деятельности матросов на военном корабле: моют палубу, следят за оборудованием и военной техникой, наводят порядок в каютах.
5 - Продолжать развивать речевую активность.
6 - Развивать у детей умение вести диалог по сюжету игры.
7 – Формируя игровые умения одновременно ориентировать детей на осуществление игрового действия, поясняя его смысл партнёрам.
8 – Формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.
9 – Доставить радость от совместной игры с друзьями.
Сюжеты: изучают морское дно (какие рыбы там живут, какие водоросли растут, рассматривают ракушки, песок и т.д.), ловят рыбу, знакомятся с разнообразными городами, идут в магазин, в парикмахерскую, в кафе, выходят в море на военном корабле.
Старшая группа:
1- Расширять у детей представление о море, океане, реке, озере.
2- Закреплять представления о профессиях: капитана, матроса, кассира, контролера, водолаза, корабельного доктора, повара-кока.
3 - Расширять у детей представления о корабле, как средстве передвижения по морю.
4 - Прививать умение следить за своим внешним видом.
5 - Развивать мышление и воображение.
6 - Развивать речевую активность.
7 - Развивать у детей умение вести диалог по сюжету игры
8 - Воспитывать у детей желание быть сильными, ловкими, смелыми, опрятными.
9 - Формировать игровые умения и одновременно ориентировать детей на осуществление игрового действия, поясняя его смысл партнёрам.
10 - Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
Сюжеты: рыболовецкое судно вышло на промысел в открытое море, туристическое мероприятие (любуются достопримечательностями посещаемых городов: памятниками, архитектурой, знакомятся с бытом людей, живущих в данной местности и так далее), военное судно (проводят учения, вступают в схватку с врагом), посещают больницу (военный госпиталь), салон красоты, массажные кабинеты, магазины, кафе. Моряки слушают и подчиняются капитану.
Подготовительная группа:
1 – Продолжать расширять представление детей о реках, морях, озёрах и океанах.
2 - Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
3 – Продолжать развивать мышление и воображение.
4 - Развивать у детей умение вести диалог по сюжету игры.
5 – Учить умению прислушиваться к партнёрам, соединять их замыслы со своими.
6 – Создавать в группе атмосферу доброжелательного от¬ношения ко всем детям.
Сюжеты: судно с учёными вышло в открытое море (изучают морских жителей, жителей океана, рек и озёр, затем сравнивают их между собой, ищут сходство и различие), аквалангисты любуются красотой подводного мира, военный корабль с вертолётами-разведчиками, десантниками, крейсер с пехотой, спасатели.
Можно использовать данную ширму для выпускного вечера - «Путешествие в страну знаний».
Все мы знаем, что оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть бе¬зопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развива¬ющим. Данная ширма полностью отвечает требованию Программы «От рождения до школы», так как она:
1-трансформируемая,
2-полифункциональная,
3 -вариативная;
4 -доступная;
6 - безопасная;
7 – здоровьесберегающая (сшита из натуральной ткани);
8- эстетически-привлекательная.
Используя ширму, мы помогаем детям свободно и с удовольствием осваивать мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учим понимать правила и творчески преобразовывать их, развиваем познавательную активность.
А вот и сама ширма
Рекомендуем посмотреть:
Театральная ширма для детского сада из бросового материала своими руками
Дидактическое оборудование для обучение дошкольников шахматам
Мини-мячи из ткани для детского сада своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Центр математики в подготовительной группе детского сада