Развитие навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста
Данные рекомендации помогут родителям продолжить развитие навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста.
Большинство игр не требует дополнительного оборудования, и могут проводиться в любой момент: во время ожидания в поликлинике, по дороге в детский сад или магазин, во время совместного чаепития, во время длительных поездок и т.д.
1. Подобрать слова на заданный звук (минимум 10 слов): слова на звук «В» – ворона, воробей, варежка, валенки, ворота, вулкан и тд.; слова на звук «В’» – вилка, виноград, венок, вишня, велосипед, вешалка и тд.
Родитель не даёт готовый ответ ребёнку, а наводящими вопросами подталкивает ребёнка к верному ответу (это элемент зимней одежды для рук – варежки, обувь деда Мороза – валенки).
2. Составлять различные слова из букв разрезной азбуки: лук, стул, масло, белка и т.д.
3. Вспомнить слова с заданным количеством слогов: 1 слог - мак, ток, кот, тир и т.д.; 2 слога – каша, кошка, шуба, мыло, ноты и тд.; 3 слога – бумага, радуга, расчёска, машина, молоко и т.д.
4. Подобрать слова с заданным количеством звуков: 3 звука – мир, сон, сом, кит, том и т.д.; 4 звука – торт, пума, дома, маки и т.д.
5. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков: Какое слово получится из звуков – «о-с-а»?
6. Составление слов из слогов, данных вразбивку: ты-ко-коты, ша-ка-каша, ли-ма-на-малина, би-ка-на-кабина и т.д.
7. Вставить пропущенные буквы в слова: му.а, до.ка, поч.а, мо.ка и .т.д.
8. Образование новых слов с помощью добавления новых звуков: Какой звук нужно добавить, чтобы получилось новое слово? - «ток-сток, рот-крот, пар-парк».
9. Образование новых слов с помощью добавления новых звуков к заданному слогу: БА – бал, бак, банк, бант, банка, банан и т.д.; УТ – утка, утро, утюг, утёс, утварь, утешение и т.д.
10. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на другой: бантик-фантик, лак-рак, том-ком и т.д.
11. Образование из звуков данного слова как можно большего количества слов: КАРУСЕЛЬ – лак, рак, лук, рука, сук, лес, руль, лекарь и т.д.
12. Подобрать слова, в которых заданный звук в начале, середине или в конце слова: туча, стол, бант; майка, комод, налим и т.д.
13. Цепочки слов: от первого слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова – сом-мост-торт-ток-кот и т.д.
14. Подобрать как можно больше слов на заданную тему: ПРОДУКТЫ – хлеб, консервы, кефир, сухари, сардельки, фарш; ЧУВСТВА – радость, счастье, горе, страх, любовь, досада и т.д.
15. Подобрать синонимы к заданному слову: ДОМ – жилище, квартира, приют, угол, обитель, кров, жильё, берлога, логово, нора и т.д.
16. Определение количества слов в предложении: Сколько слов в предложении «Мама моет посуду»? Какое слово первое, какое второе, какое третье?
17. Составление предложений, состоящих из данных слов (в начальной форме): мама, мыть, посуда – мама моет посуду.
18. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам.
19. Придумать предложение, в котором все слова начинаются на один и тот же звук (заканчиваются на один и тот же звук, содержат один и тот же звук в слове): Мама моет морковь; Нина принесла дрова; Весной много одуванчиков.
20. Распространение предложений путём увеличения количество слов: Утром пошёл дождь – Ранним утром пошёл проливной, холодный дождь.
21. Сокращение предложений путём уменьшения количества слов: Ясным зимним днём солнце светит ослепительно ярко – Зимой солнце яркое.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"
Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды