Всестороннее развитие интеллекта дошкольников посредством заучивания стихотворений
Ни для кого не секрет, что одним из важных качеств, способствующих успешной учёбе – это хорошая память. Из своего опыта мы все прекрасно знаем, что детям, которые легко и быстро запоминали учебный материал, учиться было легче.
Для чего учить стихи?
Память развивается с детства, чем раньше мы начинаем её тренировать, тем лучше. И один из самых эффективных способов развития памяти, это заучивание стихов.
Начиная с небольших простых стихотворений и постепенно увеличивая и усложняя их, мы тем самым увеличиваем объём механической памяти, а повторяя стихи, которые выучили давно, мы тренируем и развиваем долговременную память.
Рифмованные строки, мелодичность, напевность, чёткий ритм – всё это способствует лёгкому восприятию и заучиванию стихотворных форм, развитию интонационной выразительности речи.
Осознанное, вдумчивое чтение, обсуждение смысла стихотворения помогает натренировать логическую память ребёнка.
Регулярная визуализация стихотворных сюжетов развивает воображение и образное мышление.
Стихотворения наполнены разнообразной (и иногда - редко используемой в обычной жизни) лексикой и словосочетаниями. В процессе заучивания ребёнок запоминает новые слова, контекст их использования, расстановку акцентов, тем самым обогащая свою речь, делая её осмысленной, выразительной, структурной, образной.
Поэзия открывает ребёнку исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий. Благодаря стихотворениям, ребёнок увидит, насколько разной может быть окружающая его действительность, научится различать оттенки чувств и эмоций, тонко чувствовать красоту природы и искусства, тем самым формируя свой эмоциональный интеллект.
Регулярное выразительное чтение и декламирование стихов приучает ребёнка к правильному темпо-ритмическому и интонационному оформлению речи. Развивает фонематический слух и формирует слоговую структуру слова.
Советы родителям по эффективному заучиванию стихотворений с детьми
Важно помнить!
Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов, прилагательных должно быть в тексте.
Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников - 3- 5 четверостиший.
Выбирая стихотворение для заучивания важно учитывать личные предпочтения ребёнка!
Перед тем как учить стихотворение необходимо:
- прочесть стихотворение ребёнку полностью;
- объяснить смысл незнакомых и непонятных слов, речевых оборотов;
- обсудить смысл прочитанного текста;
- попросить рассказать ребёнка о чём говорится в стихотворении (соблюдая смысловую последовательность);
- ещё раз эмоционально прочесть стихотворение ребёнку.
Начиная учить стихотворение следует вспомнить об
эффективных способах заучивания стихов:
• Метод визуализации – во время заучивания стихотворения используют картинки, соответствующие стихотворным строкам;
• Метод «Мнемотехника» - используют графическое или частично графическое изображение персонажей, действий, явлений природы стихотворения, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета;
• Метод «Шифрование» (ТРИЗ) – используют графические символы, придуманные детьми;
• Слуховой метод – самый распространённый, в данном случае стихотворение разучивается на слух, с опорой на рифму;
• Двигательный метод – при заучивании стихотворения используют выразительные движения и жесты.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка