Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Автор: Ганжурова Алеся Владимировна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №84», г. Березники
Предлагаю вашему вниманию свои наработки по взаимодействию ДОУ и семьи в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен как воспитателям, так и другим специалистам ДОУ. В нем описаны нетрадиционные формы и методы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников, которые педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике
развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные.
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей.
Учитывая все выше изложенное, мы с педагогами поставили целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Изначально в подготовительной группе была проведена диагностика с целью изучения уровня речевого развития детей. Для этого использовались методики А. Декедр. «Название противоположных по значению слов» и Г. А. Урунтаевой «Придумай сказку».
Анализ данных показал, что из 20 детей 7 человек (35%) имеют высокий уровень речевого развития, 11 детей (55%) - средний и 2 ребенка (10%) низкий уровень.
Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс:консультации; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки передвижки, памятки, методическая литература), организация игротеки с родителями; проведение театрализованного праздника «О дружбе и рыцарстве»; создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»; и т.п.
На консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» мы познакомили родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Огласили результаты диагностики (в процентном соотношении), проводимой в подготовительной группе. Подготовили индивидуальные рекомендации для родителей. Довели до их сведения, как развивается речь их ребенка, указали, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Поэтому мы не могли не использовать в своей работе эту форму взаимодействия ДОУ и семьи. Целью театрализованного праздника «О Дружбе и рыцарстве» являлось: развитие речевых умений; воспитание дружественных взаимоотношений; формирование у детей понятие «друг», «Дружба», «рыцарь», «рыцарский поступок», умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Была организована игротека с родителями, которая проводилась 1 раз в неделю во второй половине дня. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомим с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т.п.). Причём родители принимали активное участие в игре с детьми.
Проводилась викторина «В гостях у сказки» целью, которой было развитие у детей слухового внимания, творческого воображения,интонационной выразительности речи в драматизациях. В викторине принимали участие команда детей и команда родителей. Им предстояло справиться с различными заданиями (отгадывание сказок; решение сказочного кроссворда; сочинение сказки; проигрывание сказочного сюжета и т.п.)
Родители активно участвовали в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны были подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создавались альбомы, книжки.
Один раз в месяц в группе вывешивалось благодарственное письмо, в котором указывались те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов, принимали участие в речевых праздниках.
Такая форма поощрения является хорошим стимулом, как для детей, так и для родителей.
После проведения всех мероприятий, чтобы увидеть динамику развития речевых умений детей в подготовительной группе снова была проведена диагностика. Использовались те же методики, что и в начале исследования.
Анализируя, данные мы увидели положительную динамику – из 20 детей 12 человек (60%) имеют высокий уровень развития речевых умений, 8 (40%) детей средний уровень, низкий уровень не выявлен. Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если учитываются педагогические условия рационального подбора форм работы с родителями, а также, если данная работа проводится систематически и целенаправленно.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивается речь ребёнка до года
Материал для речевого развития дошкольников
Конспект НОД в старшей группе по теме «Моя семья»
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка