Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля «Организация и эффективность работы по физическому развитию детей».
Этот материал будет полезен старшим воспитателям и методистам ДОУ.
Цель: выявить уровень организации и эффективности работы педагогов по физическому развитию детей в режиме ДОУ.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности двигательных навыков детей.
2. Проанализировать работу педагогического коллектива по обеспечению двигательной активности детей в разных видах деятельности в режиме дня.
3. Дать оценку организации пространственной развивающей среды в группах детского сада.
4. Изучить документацию педагогов детского сада по планированию и реализации оптимальной двигательной активности дошкольников.
5. Определить уровень взаимодействия педагогов с родителями в процессе физического воспитания детей.
План:
1. Обследование двигательных навыков детей.
2. Организация пространственной развивающей среды в группах детского сада.
3. Оценка профессионального мастерства педагогов в реализации образовательной области «Физическое развитие».
4. Проверка календарного планирования воспитателей.
5. Взаимодействие с родителями.
1. Обследование двигательных навыков детей (выступление инструктора по физвоспитанию)
2. Организация пространственной развивающей среды в группах детского сада. Тематический контроль показал, что педагогами создана предметно - пространственная среда по развитию двигательной активности детей и используются разнообразные формы организации физической активности.
Во всех группах ДОУ оформлены физкультурные уголки, в которых находится необходимое физкультурное оборудование не только для общеразвивающих упражнений, но и для ходьбы, бега, прыжков, равновесия, катания, бросания, лазания: дорожки здоровья (в том числе и для закаливания), мячи разных размеров и назначения, кольцебросы, обручи, гантели, ленточки, скакалки, кегли, мешочки с грузом, гимнастические палки и т.п.
На высоком уровне организованы спортивные уголки в группах №10, 12, 14; на достаточно оптимальном уровне в группах №1, 2, 3, 4, 6, 7, 11; требует доработки оснащение спортивных уголков в группах №5, 9, 13, 8.
3. Оценка профессионального мастерства педагогов в реализации образовательной области «Физическое развитие»
Просмотр утренней гимнастики показал умение практически всех воспитателей взаимодействовать с инструктором по физической культуре в правильном подборе физических и строевых упражнений в соответствии с возрастом детей; использовать различные атрибуты и звуковое сопровождение; выстраивать сюжет. Воспитатель группы № …. не всегда присутствует на занятиях; отсутствует взаимодействие с инструктором по физвоспитанию. Все воспитатели готовят детей к проведению утренней гимнастики и занятий по физической культуре: следят за тем, чтобы все дети были в спортивной форме, психологически настраивают их на занятия. Педагогическая деятельность инструктора по физической культуреорганизована на высоком уровне: структурные части соответствуют типу образовательной деятельности; осуществляется комплексный подбор всего программного материала по развитию основных видов движений и физических качеств.
Педагог обеспечивает дифференцированный подход к детям с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности; использует специальные приемы повышения физической нагрузки, добивается высокой моторной плотности и хорошего тренирующего эффекта занятия. Спортивный зал оснащён необходимым спортивным оборудованием для всех возрастов и в соответствии с программными требованиями.
У педагогов групп имеются картотеки физминуток, малоподвижных, подвижных игр, прогулок, представлены комплексы гимнастики после сна, утренней гимнастики и корригирующих упражнений. Педагоги активно применяют комплексы дыхательной гимнастики.
Во всех группах ДОУ имеется достаточно оборудования для закаливающих процедур. Закаливание после сна регулярно проводится во всех группах.
Анализ карт профессионального мастерства педагогов по воспитанию у детей двигательной активности показал, какие затруднения испытывают воспитатели: 40% воспитателей затрудняются в определении программных задач по физическому воспитанию и в описании различных методик закаливания, 30% - затрудняются назвать показатели физического развития детей по возрастам, а также не в полной мере владеют методикой проведения занятий по физвоспитанию, 20% педагогов испытывают затруднения в проведении гимнастики после сна и правильном оформлении спортивного уголка в группе.
Кроме того, наблюдение за детьми и педагогами во время прогулки показало, что элементы двигательной активности слабо включаются воспитателями в сюжетные и подвижные игры. Двигательная активность детей на прогулке не организована, индивидуальная работа по закреплению основных видов движений не ведется. В необходимом количестве и доступе не используется имеющийся в группах выносной материал.
С целью устранения пробелов в знании методики по физическому воспитанию детей с воспитателями групп была проведены групповые и индивидуальные консультации:
- «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников»;
- «Роль организации подвижных игр в зимний период»;
- «Закаливающие мероприятия в детском саду»;
- «Организация подвижных игр на прогулке»;
- Семинар – практикум « Реализация образовательная области ФГОС «Физическое развитие».
4. Проверка календарного планирования воспитателей.
Анализ календарного планирования педагогов выявил разнообразные формы организации двигательного режима в течение дня. Воспитатели планируют такие формы работы, как утренняя гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, подвижные, малоподвижные, спортивные игры, как в группе, так и на прогулке. Мало в планах воспитателей уделяется внимания индивидуальной работе по физическому развитию детей. При ведении календарного планирования не все педагоги указывают цель и задачи проводимого вида деятельности, что осложняет анализ его результативности.
5. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями по физическому воспитанию занимает значительное место в деятельности педагогов: консультации, индивидуальные беседы, привлечение к участию в спортивных праздниках, соревнованиях, изготовлению спортивного инвентаря и символики.
В приемных групп воспитателями были оформлены консультации по физическому развитию детей. Воспитателями групп №1, 2, 4, 6, 8, 14 организованы выставки к открытию Олимпиады в Сочи. Все группы кроме №9, приняли участие в конкурсе на лучший уголок для родителей «Движение – это жизнь!».
С целью дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию детей было проведено анкетирование на тему «Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме ДОУ».
В анкетировании участвовали родители 6 групп: №1, 2, 3,10, 12, 14.
Всего 98 человек.
Результаты анкетирования показали следующее:
1. Вы занимаетесь физкультурой или спортом?
Да – 40 Нет – 25 Иногда – 33
2. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены.
Все – да
4. Есть ли дома спортивный снаряд? Какой?
Да – 43 Нет – 55
3. Установлен ли для вашего ребенка режим дня?
Да – 91 Нет – 7
4. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
Да – 27 Нет – 43 Иногда – 28
5. Гуляете ли вы с ребенком после детского сада?
Да – 49 Нет – 1 Иногда – 48
6. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
Спортивные и подвижные игры – 65 Другое - 33
7. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?
Родители гр. №3 хотели бы получить консультации по вопросу актуальных для среднего возраста занятий спортом. В группе №2 – Какие физические упражнения что развивают?
В группе №10 родители хотели бы знать:
- как правильно выбрать спортивную секцию;
- правила закаливания ребенка;
- как распознать физические способности ребенка;
- на сколько физически развит их ребенок и каковы нормативы физического развития для данного возраста;
- подвижные игры по возрасту детей;
- профилактике плоскостопия.
В группе №1 родителей интересует:
- как закаляться, чтобы не заболеть ОРЗ;
- спортивные игры в домашних условиях.
Выводы: В целом, контроль показал, что работа по физическому воспитанию в детском саду ведется в соответствии с современными требованиями, выполняются требования СанПин, принимают активное участие родители. В группах имеется игровой и спортивный инвентарь. Собеседование с педагогами показало достаточный уровень профессиональных знаний и умений по физическому развитию детей. Однако не все педагоги качественно планируют работу по физическому воспитанию, не используют в режимных моментах разнообразные формы организации физкультурно - оздоровительной работы.
Рекомендации:
1. Воспитателям групп №5, 9, 13, 8. пополнить спортивные уголки инвентарём для организации подвижных и малоподвижных игр.
Сроки: до конца учебного года.
Ответственные: воспитатели групп №5, 9, 13, 8.
2. Воспитателям всех возрастных групп во время проведения прогулок активно организовывать с детьми сюжетные, подвижные и малоподвижные игры, проводить индивидуальную работу по закреплению основных видов движений, использовать в необходимом количестве выносной материал.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
3. Воспитателям всех возрастных групп продолжать работу по самообразованию в вопросах физического развития детей, подробно изучить методику проведения занятий по физвоспитанию.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
4. Разнообразить формы работы с родителями по физическому воспитанию детей, обновлять информацию по теме в родительских уголках, включить в план работы с родителями консультации:
- «Организация закаливания»
- «Профилактика плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза»
- «Организация подвижных игр в домашних условиях»
- «Какой вид спорта приемлем для каждого возраста?»
- «Как выбрать спортивную секцию для ребенка?»
Сроки: в течение учебного года.
Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физвоспитанию.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Развитие образовательной области «Физическая культура» в дошкольном учреждении
Видеосопровождение для песни "Солнечный круг"
Смотры конкурсы в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка