LEGO-конструирование как инструмент подготовки детей к школьному обучению
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание. Однако, складывается противоречивая ситуация, когда большинство детей, поступающих в первый класс, уже умеют читать, владеют навыками счета, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем, но оказываются не готовыми к учебной деятельности. Ребенок невнимателен на уроке, не выполняет задание учителя, затрудняется в выполнении самостоятельной работы, проблемы в общении с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе.
Опыт и практика показывают, что для овладения какой-либо деятельностью (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, которые позволят перейти к новому виду деятельности без затруднений. Следовательно, для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Формирование предпосылок учебной деятельности одна из первостепенных задач в дошкольном образовании. На это указывает статья 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а так же ФГОС дошкольного образования называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования также одной из задач.
Реестр затруднений учащихся по итогам внешней оценки готовности первоклассников к обучению в школе, указывает на то, что данная задача продолжает оставаться актуальной и на это следует обратить особое внимание. Анализ методик «Графический диктант», «Образец и правило», которые и направлены на выявление показателя сформированности учебных навыков, показывают, что недостаточный уровень выполнения диагностических заданий учащимися связан с низким произвольным вниманием детей, неготовностью следовать указаниям взрослого, проблемы в соблюдении понимаемого задания и правил его выполнения, а так же несамостоятельностью в работе. Эти трудности школьника, приступившего к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения.
Для формирования предпосылок учебной деятельности и успешной адаптации детей к школьному обучению, эффективным является применение в образовательном процессе LEGO-технологии. Данная педагогическая технология давно зарекомендовала себя своей универсальностью. Конструирование из LEGO - это и средство развивающего обучения, и стимулирование познавательной деятельности детей разного возраста, инструмент воспитания социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески, и как результат – повышение качества дошкольного образования.
Нельзя ни отметить, что конструктор LEGO обладает характерными особенностями, которые непосредственно способствуют формированию таких важных учебных навыков как: умение слушать и быть внимательным, строго следовать инструкции, навыки самоконтроля и самостоятельности.
Игра с конструктором LEGO, это:
- набор образовательных и развивающих задач;
- знакомство с разными способами передачи информации;
- игры от простого к сложному;
- развитие самостоятельности;
- всегда творческая деятельность.
Знакомство с конструктивно-модельной деятельностью начинается у детей с младшего возраста, а значит, и формирование предпосылок учебной деятельности. Система работы по конструктивно-модельной деятельности будет
способствовать и формированию предпосылок учебной деятельности:
- формирование познавательного интереса;
- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
- развитие произвольности внимания;
- умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
- сознательно подчинять свои действия правилу;
- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
- контролировать способ выполнения своих действий;
- умение взаимодействовать со сверстниками.
Польза от игры в конструктор LEGO для развития ребенка во многом зависит от того, как организован процесс этой игры. Меняя условия и правила игры, мы можем мягко направлять развитие ребенка в нужное русло: так шумному непоседе конструктор может привить усидчивость и аккуратность, а застенчивый малыш может найти отличный повод для общения со сверстниками.
При проведении дидактических игр педагогу важно:
- четко понимать какую учебную цель он преследует (не только по конструированию, но и видеть над формированием какого учебного навыка вы работаете – умение слушать, выполнять инструкцию и т.д.)
- учитывать индивидуальный подход;
- в старшем дошкольном возрасте применять фронтальные игры;
- подводить итог игры, чтобы показать каждому ребенку за счет чего он справился с заданием: чётко выполнил указания взрослого, внимательно слушал воспитателя или правильно понял задание (принял поставленную задачу);
- сместить акцент с одношаговых инструкций к инструкциям и правилам, содержащим два и более шагов или условий.
Об актуальности и результативности применения LEGO-технологиии в образовательном процессе указывают и результаты анализа мониторинга за 2020/2021 учебный год. Так, с заданием «Графический диктант» справились 100% наших выпускников: 90% - высокий уровень, 10 % - средний; с заданием «Образец и правило» успешно справились 89,5% первоклассников: 63,2% - высокий уровень и 29,3% - средний уровень. Следует также отметить, что высокие показатели по всем методикам в сравнении со среднемуниципальными показателями прослеживаются на протяжении трех лет.
Как мы можем убедиться, лего-конструирование обладает высоким образовательным и развивающим потенциалом, помогает нашим педагогам целенаправленно выстраивать работу по устранению затруднений выявленных у первоклассников.
Дидактические игры по формированию предпосылок к учебной деятельности, посредством применения леготехнологии
Конструкторские игры с детьми 3-4 лет, направленые на формирование основ мыслительных операций, концентрации внимания и памяти, а также восприятия информации на слух. Игры носят односложный характер.
Игра «Есть у тебя или нет?»
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь, следовать инструкции.
Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
Правила игры:
1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
2. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:
Игра «Принеси и покажи»
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы, отрабатывать навык самоконтроля.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.
Правила игры:
1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
Серия игр «Научим Мишку строить башенку»
Цель: Учить детей выполнять постройку по образцу (по условию); внимательно слушать инструкцию взрослого и выполнять ее.
Описание игры: ребенку предлагается набор кубиков или кирпичиков, из которых он будет строить башенку.
Правила:
1. Башенка может быть построена по образцу из деталей одного или двух цветов.
2. Можно задать условие постройки: «Построй башенку так, чтобы в ней были кирпичики красного и желтого цвета» или «Построй башенку, чтобы нижний кубик был синим». И т.п.
Серия игр «Запоминай-ка» («Собери по памяти»)
Цель: Учить выполнять постройку по памяти, восстанавливать пропущенные элементы.
Описание игры:
1. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на постройку в течение 5 секунд. Затем постройка накрывается платочком, а ребенок должен восстановить постройку по памяти.
2. Ребенку дается установка: «Внимательно посмотри и запомни постройку». Малыша просят закрыть глаза, в это время одну деталь убирают, заменяют другой или добавляют новую деталь. Открыв глаза, ребенок должен сказать что изменилось в постройке. И т.п.
Конструкторские игры с детьми 4-5 лет усложняются, в них присутствует две задачи, которые ребенок должен выполнить. Например, используется игра с условием: «Построй башенку так, чтобы нижний кирпичик был желтым, а верхний синим», «Подумай, какие кирпичики нужно взять, чтобы достроить башню», «Построй башенку так, чтобы кубики чередовались по цвету». Большое место отводится произвольному вниманию, а именно концентрации – способности сосредотачиваться на объекте, действии, событии.
Игра «Построй какую хочешь постройку»
Цель: Учить выполнять постройку самостоятельно, по своему воображению; учить анализировать постройку, сравнивать ее с постройкой товарищей, находить общее в постройках.
Описание игры: Ребятам предлагается выполнить постройку из предложенных кубиков и кирпичиков по собственному желанию. Когда работа будет окончена, задать вопросы детям: «Одинаковые ли постройки у них получились?», «Почему разные?», «Можно ли найти общее между постройками?», «Чем отличаются?»
Игра помогает приобрести первый опыт в анализе, сравнении и обобщении.
Детям в возрасте 4-5 лет педагоги предлагают конструкторские игры на формирование комбинаторных способностей.
Игра «Простые цепочки» (закономерности)
Цель: Упражнять детей в умении понимать инструкцию и действовать по установленным правилам на продолжение ряда.
Описание игры: Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
1. Каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.
2. Каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.
3. Каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.
Игра «Повтори не ошибись»
Цель: учить воспроизводить постройку по образцу.
Описание игры:
1. Педагог дает инструкцию: «Внимательно послушайте задание: «Перед вами фигура из деталей лего. Рассмотрите ее внимательно. Вам необходимо сложить такую же фигуру, изменив цвет деталей лего. Приступайте».
2. После строительства попросить детей оценить качество постройки и сравнить ее с первоначальным образцом.
Конструкторские игры с детьми 5-7 лет
Игра «Легодиктант»
Цель: учить слушать инструкцию, действовать самостоятельно.
Описание игры:
1. Педагог дает инструкцию: «Внимательно послушайте задание: «Перед вами лежит разлинованный лист бумаги, на который вы должны ставить детали лего согласно моей инструкции. Инструкция дается один раз. Работать будете самостоятельно. К соседу за помощью обращаться нельзя. Итак, приступаем. Возьмите красный кирпичик и положите его в левый верхний угол. Возьмите зеленый кубик лего и поставьте его справа от красного кирпичика. Возьмите желтый кирпичик и поставьте его под предыдущим, так, чтобы он располагался в длину. Возьмите синий кирпичик и поставьте его справа от желтого. Задание окончено».
2. Проверьте выполнение задания на экране. У кого все правильно? Что вам помогло? Почему не все смогли выполнить задание правильно?
Игра «Построй башенку» (комбинаторные способности)
Цель: развивать логическое мышление, учить слушать и понимать задание.
Описание игры: Ребята, сейчас вы будете строить башенку. Послушайте задание: первый участник берет 3 кубика разного цвета и строит из них башенку; второй участник должен взять 3 кубика такого же цвета и построить свою башенку так, чтобы цветовое сочетание кубиков не повторялось с предыдущей башней и так далее.
Игра «Делай как я!»
Цель: учить слушать, действовать по инструкции.
Описание игры: Сейчас вы будете работать в парах. Послушайте инструкцию: первый участник в паре за ширмой будет собирать постройку, и сопровождать свои действия словами. Второй участник должен внимательно слушать и выполнять постройку по словесной инструкции первого. Условия игры понятны? Начинаем!
Вопросы взрослого после игры: Каждой паре удалось построить одинаковые постройки? Почему не получилось?
Рекомендуем посмотреть:
Лего конструирование в работе с детьми с ОВЗ
Значение lego-конструирования в развитии детей дошкольного возраста. Консультации для родителей
Похожие статьи:
Стихи для детей 6-7 лет. Подготовка к школе