Игровая познавательная программа для детей 4-5 лет «Мой дом – Ямал».
Цель: воспитание патриотических чувств у воспитанников к родному краю.
Задачи:
- Уточнять и расширять знания детей о жизни и быте коренных народов севера – ханты, ненцы.
- Продолжать знакомить детей с играми народов севера, развивать ловкость, умение соблюдать правила игры.
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей.
Ход игровой программы
Звенит колокольчик
Педагог: Колокольчик поскорей, созывай моих друзей! Все собрались? Все здоровы? Поиграть со мной готовы?
Педагог и дети присаживаются на стульчики полукругом
Педагог: Ребята, отгадайте
загадку о нашей гостье:
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
Педагог: Верно, это полярная сова. Здравствуй, совушка-сова, рады встрече с тобой!
Сова: И я рада встрече с вами, ребята. Скучно мне в зимнем лесу: кто в спячке крепко спит, кто под снегом да под кустами от злых морозов прячется. Зима еще не скоро уйдет из наших мест. А кто знает почему? (потому что на севере зима длится дольше)
Педагог: Правильно, ребята! Давайте вспомним, как называется наш город? Где он находится? Как называется наш край? (Ямал). Ребята, а вы знаете, что в переводе с языка коренных жителей, Ямал означает «край земли».
Педагог: В нашем краю много болот. Погода на севере суровая – долгая, холодная зима и короткое лето.
Мы живем на Ямале, где сурова зима,
Где короткое лето и осень ненастна,
Но нам дорог и мил этот край,
Где природа Ямала величава, прекрасна.
Сова: Ребята, кто коренные жители севера? (ненцы и ханты) Может быть, вы знаете, как называется женская верхняя одежда? А мужская? (малица, ягушка) Молодцы, я вижу, что вы уже много знаете о родном крае и любите его.
Педагог: Совушка-сова, мы с ребятами хотели бы побывать в ненецком чуме. Можешь нам помочь?
Сова: Конечно, помогу! Звоните в колокольчик!
Звенит колокольчик, он превращает ребят в северных оленят.
Звучит музыка, дети имитируют бег оленя.
Педагог: Что за постройка перед нами? (чум - жилище хантов и ненцев) Хотите узнать, как его строят? Чум собирают женщины, длинные деревянные шесты они устанавливают в виде треугольника, которые покрывают оленьими шкурами. Землю тоже устилают шкурами. В середине чума - печка. Вверху оставляют отверстие, куда выходит дым, когда топят печь.
Сова: Ребята, кто знает, чем занимается коренное население? (рыболовством и оленеводством)
Педагог: Ребята, приглашаю вас поиграть в ненецкую игру «Рыбаки и рыбки».
Игра «Рыбаки и рыбки»
Ход и правила игры: На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Сова: Ребята, кто еще живет в тундре, кроме северных оленей? Отгадайте о них
загадки!
1. На конце холма чернеет уголёк.
(Песец)
2. Зимой и летом - как ягель.
(Волк)
3. Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая.
(Белка)
4. Днём и ночью дрожит, всего боится.
(Заяц)
5. Летом - серая, зимой - белая.
(Куропатка)
6. Среди плывунов стройное деревце стоит.
(Лебедь)
7. Великан полгода спит.
(Медведь)
8. В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)
9. Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от неё
(Сова)
10. Лежит у порога меховое кольцо - чужого в чум не пустит.
(Собака)
Педагог: И вновь я приглашаю вас поиграть. Народная ненецкая игра «Заячьи следы» проверит нашу ловкость. Готовы?
Игра «Заячьи следы»
Ход и правила игры: один из игроков становится в первый «след зайца», т.е. принимает исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Затем, оттолкнувшись двумя ногами, должен точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех сумеет пропрыгать по «заячьим» следам.
Педагог: Наш родной Ямал – суровый и холодный край, но северная земля щедра к людям и делится с жителями севера нефтью, газом, грибами и ягодами, орехами.
Сова: Расскажите, ребята, какие ягоды вы собираете осенью. Приглашаю вас угоститься северными ягодами.
Игра «Сбор ягод»
Ход и правила игры: участник, наступая на модули-кочки добегает до островка с лукошком, берет одну ягоду и возвращается назад.
Педагог: Спасибо тебе, Совушка-сова, за интересное путешествие по тундре. Нам пора домой.
Сова: И вам спасибо, ребята. Вижу, вы много знаете о родном крае. Любите и цените свою малую родину. Домой вас проводят льдинки, ветер и мороз. До свидания!
Игра «Льдинки, ветер и мороз»
Ход и правила игры: играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят:
Дзинь-дзинь…
По сигналу «Ветер» дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить льдинку. По сигналу «Мороз» участники игры берутся за руки – строят льдинку.
Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Игровая познавательная программа закончена.
Рекомендуем посмотреть:
Развлечение для детей в средней группе
Сценарий интегрированного развлечения для средней группы
Конспект музыкально - игрового занятия для средней группы детского сада
Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки»