Технологическая карта образовательной деятельности на тему «Волчок». Подготовительная группа
Образовательная область (вид деятельности): «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование)
Тема НОД: «Волчок»
Цель: Развитие и совершенствование конструкторских навыков.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятиями: энергия, сила, трение, вращение; расширять знания о свойстве материалов и возможности их сочетания.
Развивающие: развивать умение оценивать полученные результаты работы.
Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию.
Материал: Набор лего-конструктора «Первые механизмы», вентилятор.
Предполагаемый результат: Имеют представление о работе волчка, могут изготовить простой механизм самостоятельно.
Ход образовательной деятельности
Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в центре конструирования.Ребята, кто знает, что это?
(показывает волчок). Вы знаете, как играть с волчком? Запускайте волчки! Давайте рассмотрим, из каких частей состоит волчок: Ручка. Для чего она нужна? – раскручивать, запускать волчок. И основная часть – тело волчка. Как вы думаете, почему тело волчка круглой формы? – чтобы лучше крутился, вращался волчок. На конце тела, в центре небольшая ножка. Для чего она нужна? - на ней крутится, вращается волчок.
Педагог: Как вы думаете, можно собрать волчок из лего? Проходите, занимайте рабочие места.
Педагог: Перед вами набор лего. Какие детали, на ваш взгляд, могут стать телом волчка? Как называется такая деталь?
(шестерня)
Дети с педагогом рассматривают шестерни с 8, 24, 40 зубьями.
Педагог: Наши знакомые Дима и Катя собрали своих волчков именно из этих деталей
(рис.1)
Педагог: Сможете собрать такие же? Приступайте!
(рис.2)
Дети самостоятельно собирают модель волчка по слайду на экране и проверяют ее в действии.
Педагог: Артем, из каких деталей ты построил волчок? Вика, в какой последовательности ты соединила шестерни? Кто собрал шестерни так же? Алеша, у тебя получился волчок? Проверим, как волчки вращаются?
Во время запуска волчка задать детям вопросы, актуализируя понятия «энергия», «ускорение», «скорость», «вращение», «устойчивость»:
Педагог: Что заставляет волчок крутиться?
(сила энергии, которую мы прилагаем) Как ускорить вращение игрушки? Как думаете, в каком положении волчок будет более устойчив? В каком случае скорость волчка будет больше?
Педагог: Алеша, из каких деталей мы собрали волчок?
Педагог: Предлагаю поиграть. Разбейтесь на пары. Перед вами набор из 4 шестеренок. Вам нужно выложить шестерни так, чтобы при вращении одной шестерни вращались все остальные. Условие игры понятно? Приступайте!
Педагог: Кто хочет рассказать, как вы установили шестерни?
Обобщить ответы детей и сделать совместный вывод: шестеренки устанавливаются так, чтобы зубчик одной задевал зубчик другой шестеренки.
Педагог: Шестеренки вращаются каждая отдельно? Или как-то иначе? Все детали работают как одно целое. Ребята, можно сказать, что у нас получился простой механизм? Что еще можно считать механизмом?
(велосипед, часы, машина и т.д.) Вращаясь, одна шестерня передает энергию другой, вторая третьей и так далее. Происходит зубчатая передача. Подумайте, почему она так называется?
(у шестерни край неровный, а зубчатый).
Работа на экране
Педагог: Наши знакомые Дима и Катя обращаются к нам за помощью. Ребята долго играли с волчками. Вот только волчки крутились недолго, а пальцы начали болеть от постоянного подкручивания. Они задумались над тем, чтобы сделать какое-нибудь устройство, которое заставит волчки вращаться быстрее и дольше! Не могли бы вы помочь Диме и Кате сделать приспособление, которое заставит волчки вращаться?
Педагог: Итак, что решили собрать? Для чего? Хотите попробовать придумать такое приспособление?
Совместное рассуждение о новом приспособлении:
Педагог: Как на ваш взгляд должно выглядеть приспособление?
(выслушать предположения детей) Как вы думаете, должна быть в нашем приспособлении шестерня? Для чего?
(чтобы запустить волчок) Какое соединение будет между шестерней волчка и шестерней в приспособлении?
(зубчатая передача) Как можно назвать приспособление по запуску волчка?
(пусковой механизм)
Сборка пускового механизма.
Инструкция детям по ходу работы:
Педагог: Для сборки пускового механизма вам в помощь картинка.
(рис. 3).
Педагог: Возьмите пусковой механизм и установите его конец, на котором находится шестерня, на синюю ось волчка
(рис.4).
Педагог: Синяя шестерня на оси волчка должна сцепляться с большой желтой шестерней пускового механизма и вращаться, когда вы поворачиваете ручку. Чтобы запустить волчок, крутите ручку и поднимайте пусковой механизм строго вверх
(рис.5).
Проверка пускового механизма в действии.
Педагог: Ребята, кто помнит, для чего мы сделали пусковой механизм?
(чтобы запустить волчок и, чтобы он дольше крутился) А как узнать какой волчок крутится дольше? Верно, нужно взять секундомер и устроить соревнование.
Соревнование волчков.
Педагог: Ребята, что мы сегодня собирали? Для чего? У нас получилось? Что приводит волчок в движение?
(зубчатая передача) Никита, как ты считаешь, у тебя все получилось? Вика, ты испытывала трудности в сборке приспособления? Хотели бы вы продолжить испытание волчка? Я вам предлагаю запустить волчок другим способом, или видоизменить их. И когда мы вновь встретимся в центре конструирования, вы расскажете об испытаниях.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе. Летательные аппараты
Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе
Занятие по конструированию в детском саду в подготовительной группе
Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе детского сада