Мастер-класс по пластилиновой живописи на тему "Натюрморт с крокусами" для детей 5-8 лет (гуашь и пластилинография).
Описание: Данный конспект занятия (мастер-класса) ИЗО может быть полезен не только для воспитателей старшей группы в детском саду, но и для педагогов 1-2 класса школы и для педагогов дополнительного образования. При желании - данное занятие можно провести индивидуально (учитель - ученик, мама - ребёнок).
Данный материал разработан для детей в возрасте от 5 до 8 лет.
Автор: Попова Агата, ученица изо-студии в Детском клубе «Первые ступеньки» города Санкт-Петербург.
Павлов Серёжа, ученик изо-студии в Детском клубе «Первые ступеньки» города Санкт-Петербург.
Руководитель: Дудникова Екатерина Владимировна. Педагог дополнительного образования (уроков рисования) в Детском клубе «Первые ступеньки» города Санкт-Петербург.
Интеграция образовательных областей: ботаника, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Назначение: подарок, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: Повторить тему лепки пластилином и закрепить её в виде «Натюрморта с крокусами».
Задачи:
1. Формирование у детей понятия слова "Натюрморт".
2. Формирование разных приёмов лепки: разминание, размазывание, смешивание, отрывание комков разной и одинаковой величины, скатывание комков между ладонями для превращения их в шарики, расплющевание и раскатывание шариков из пластилина в форму колбаски.
3. Развивающие: развитие мелкой моторики, развитие пространственного мышления и воображения.
4. Воспитательные: формирование аккуратности и бережного отношения к материалам, воспитание бережного отношения к природе, а также усидчивости и аккуратности.
5. Рефлексия в процессе и в конце урока: обсуждение результата, своего настроения при лепке натюрморта, обращение внимание учеников на то, насколько все узоры на лепестках получаются разными и неповторимыми, когда смешиваешь разные цвета пластилина.
Необходимые материалы: лист акварельной бумаги или ватмана (А4 или А5 - половина А4), карандаш и стёрка, гуашь, палитра, кисточки (Белочка или Пони - 5 и 7 номера), стакан с водой, пластилин, доска для лепки, ножик для резки пластилина, половина листа А4, детские ножницы, лист с нарисованной на нём горшком (вазой).
Этапы работы:
1. Перед уроком учителю нужно начертить карандашом на альбомном листе (А4 или А5) две горизонтальные линии, одну – два сантиметра от низа листа, вторую – 7 сантиметров от низа листа (можно чуть больше или чуть меньше). Так же нужно вырезать небольшие прямоугольники и на них - начертить вазы (вазы должны быть простой формы). На одного ученика - одна ваза. Линии и вазы ученики могут нарисовать самостоятельно (в данном возрасте), но лучше сделать это самим – так у учеников появится больше времени для самой лепки.
2. После того, как все ученики наденут фартуки, сядут за мольберты (столы) и подпишут свою работу (сзади листа или на скотче), начинаем урок:
"8 марта уже позади, но сегодня мы посвятим ещё одно занятие, чтобы порадовать наших мам. Пусть этой весной столь замечательный праздник - продлится до конца марта". Объявляем тему урока -
"Сегодня мы будем лепить натюрморт с цветами, но это будут не простые цветы, которые обычно дарят на 8 марта – мы с вами подарим нашим замечательным мамам горные цветы – они имеют очень красивое название – крокусы. Второе название этих удивительных цветов - шафран. Цветут они дважды в год – ранней весною и в середине осени, некоторые виды цветут только раз в год. Основной ареал цветения – степи и горы».
Так же нужно спросить знают ли они, что такое натюрморт и дать ему грамотную трактовку – например "Изображение неодушевлённых предметов".
3. Вводный вопрос -
"Знаете ли вы о правиле "Счастливой кисточки"?
Правило
"Счастливой кисточки" -
"Чтобы кисточка была счастлива, нужно окунуть её в воду и три раза вытереть о край стакана (главное при этом - не касаться воды, чтобы кисточка снова не набрала её). Потом кончиком пальца проверяем кисть, и если на пальце не осталось капли - значит наша кисточка счастлива. Когда воды слишком много - при рисунке появляются подтёки, словно кисточка плачет". Главное, использовать правильные слова - для детей чуть помладше, можно сказать -
"Правило Волшебной кисточки", но проговаривая, зачем именно мы это делаем, нужно использовать мягкую форму - грустной, печальной, не говоря - несчастной, злой или обиженной.
4. Получится очень красиво, если изначально лист приклеить к столу/мольберту бумажным скотчем - благодаря этому у работы появится рамка.
Окунаем большую кисточку в воду, вытираем её три раза о стакан и светлым оттенком (розовым, светло-зелёным, лиловым или персиковым) закрашиваем прямоугольник посередине и тёмным оттенком данного света (не разбавляя его белым цветом или добавив капельку чёрной краски) – закрашиваем нижний, самый узенький прямоугольник.
Жёлтым цветом закрашиваем верхний, самый большой прямоугольник. Так же не забываем, что когда мы начинаем рисовать другим цветом – перед этим нужно тщательно промыть кисточку.
Лист отклеиваем от стола/мольберта и перекладываем в сторону (чтобы он высох и не мешал нам при работе с пластилином) - можно сделать это сразу, но лучше после того как они слепят вазу, чтобы лист не скрутился, а так же, чтобы у учеников менялся вид деятельности (рисование, работа с ножницами, лепка).
5. Сначала вырезаем вазу. Теперь, выбрав цвет (контрастный с теми цветами, которыми мы разукрасили лист - синий, красный, коричневый), берём брусочек, разделяем его на маленькие кусочки, маленькие кусочки кладём на вазу и размазываем по всей её поверхности (можно предварительно скатать их в шарики, но это не обязательно).
6. Из небольших кусочков светло-зелёного и тёмно-зелёного пластилина катаем длинные колбаски, из светло-зелёного пластилина делаем колбаски чуть толще и немного сужаем большим и указательным пальцем их верхушки (2 пункт). Из тёмно-зелёного пластилина нужно сделать 3 колбаски (1 пункт, это 3 стебля для 3 крокусов). Желательно, чтобы листья - а у крокусов листья узкие и длинные - должны быть другого оттенка зелёного цвета, чем стебли.
7. По окраске цветов, крокусы крокусы делятся на две группы – жёлтоцветковые (от жёлтого до оранжевого) и синецветковые (от светло-сиреневого до тёмно-фиолетового цвета). Встречаются и альбиносы (цветы, которые окрашены в разные оттенки – фиолетового или жёлтого цвета)
Как сделать крокусы-альбиносы:
1 вариант, как сделать разноцветные лепестки: нужно сложить два кусочка (белый и фиолетовый пластилин, но можно и поэкспериментировать). Два сложенных кусочка пластилина прижимаем к друг другу так, чтобы получилась лепёшка (можно назвать её оладушком или блинчиком). Теперь этот блинчик нужно свернуть (прокрутить на 180 градусов и сложить) – так нужно сделать 2-3 раза и лучше показывать на примере (объяснение может выйти непонятным для учеников).
2 вариант, как сделать разноцветные лепестки: нужно скатать из пластилина две разноцветные колбаски закрутить их в виде спирали, потом чуть прижать спираль (сделать её более плоской) и разделить на 2-3 одинаковых кусочка.
Полученный разноцветный кусочек скатываем между ладонями в шарик, сужаем большим и указательным пальцами с одной из сторон и другую, широкую часть капли - зажимаем между пальцами (расплющиваем её).
8. Проверив, что наш лист уже высох – прикладываем вазу по центру (вертикально) - так, чтобы половина её была на среднем прямоугольнике, а вторая половина, её верхушка – на верхнем прямоугольнике. Карандашом намечаем верхнюю границу вазы.
9. Приклеиваем стебли, потом приклеиваем на их верхушки лепестки (один – вверх, один - вверх, чуть вправо, третий – вверх, чуть влево). Можно приклеить только один (словно один из крокусов ещё не распустился).
10. Приклеиваем листья (тёмно-зелёные колбаски, при этом чуть наклоняем их вправо или влево, листья должны внизу соприкасаться с вазой, с её верхней частью).
11. На вазе можно слепить цветы из спиралек (тонкую колбаску сворачиваем в спираль – таких нужно 3-5 штук, они должны быть не слишком большими). Так же можно сделать бортик - для этого нужно скатать колбаску по ширине верхней части вазы и чуть её прижать (чтобы она не упала). После того, как украсим вазу - приклеиваем её на изначально отмеченное место.
12. Из оранжевого лепим апельсин, из жёлтого пластилина лепим грушу: небольшой кусочек крутим между ладошками, чтобы получился шарик и потом его чуть придавливаем, прикрепляем к бумаге (не слишком далеко от вазы) и снова нажимаем, чтобы оно не отпало. На верхушке апельсина и груши прикрепляем маленькие листики и тонкую, чёрную или коричневую веточку.
Примечания:
1. В процессе урока напоминаем о том, что когда рисуешь/лепишь - фартук должен лежать на коленях, чтобы краска/пластилин не попал на одежду, нельзя вытирать глаза руками (вероятность, что они останутся чистыми от краски/пластилина в процессе рисования/лепки - достаточно мала) и что нужно не забывать об осанке (прямо держать спину).
2. Данный мастер-класс можно как упростить, так и немного усложнить (всё зависит от уровня ваших учеников, от их умений и навыков). Вазу можно вырезать самому или чтобы ученики вырезали в конце одного из предыдущих уроков (если они не слишком любопытные и вы не из тех учителей, что любят держать тему уроков в секрете). Можно слепить только одно яблоко и не лепить на вазе узоры, а просто вычертить их ножом для пластилина (волнистые линии, точки, круги, различные полоски). Так же можно нарисовать лишь верхний и средний прямоугольник, если ученики совсем маленькие, если постарше – то разукрашивая третью, нужно обязательно сказать, почему она темнее средней (потому что она находится в тени).
Если вы хотите усложнить – можно слепить разные фрукты (например две вишенки или разноцветные яблоки), упростить - можно лепить крокусы только одним цветом, не смешивая пластилин (синим, белым, жёлтым, фиолетовым, лиловым). Не советую мешать жёлтый и синий пластилин, ученики могут не сложить, а перемешать их - получится зелёный пластилин
3. При работе с ножницами и пластилином – напоминаем про правила безопасности, если есть такая возможность – после того, как ученики вырежут вазы, ножницы нужно забрать, после того, как разукрасят лист - баночки с водой, кисти и палитры убрать в сторону. В моём случае, лист разукрашивали на мольберте, а лепили на столе (так было намного легче), но в этом случае - ученики делали плоскими детали на столе, а потом прижимали их на бумагу (иначе бы слишком устали).
Работы детей:
Данный мастер-класс был апробирован мной в старшей группе ИЗО-студии, среди учеников 5-7 лет, в течение одного урока – 45 минут.
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография. Мастер-класс «Весенние цветы»
Одуванчики из пластилина для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Подарок своими руками "Букет с розами". Мастер-класс с пошаговыми фото
Цветочная композиция из пластилина для детей старшей группы детского сада. Мастер-класс с пошаговыми
Похожие статьи:
Каллы из пластилина
Загадки про весну