Мастер-класс по рисованию весеннего, горного пейзажа гуашью для детей 5-8 лет на тему "Горные крокусы", к 8 марта
Описание: Данный конспект занятия (мастер-класса) ИЗО может быть полезен не только для воспитателей старшей группы в детском саду, но и для педагогов 1-2 класса школы и для педагогов дополнительного образования. При желании - данное занятие можно провести индивидуально (учитель - ученик, мама - ребёнок).
Данный материал разработан для детей в возрасте от 5 до 8 лет.
Автор: Дудникова Екатерина Владимировна. Педагог дополнительного образования (уроков рисования) в Детском клубе «Первые ступеньки» города Санкт-Петербург.
Интеграция образовательных областей: ботаника, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Назначение: подарок на 8 марта, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: Знакомство с понятием "Пейзаж". Повторить тему рисования гуашью и закрепить её в виде весеннего, горного пейзажа «Горные крокусы».
Задачи:
1. Формирование у детей представления о внешнем облике гор, крокусов.
2. Передача различий цвета при рисовании гор и снега (теневая сторона и освещённая).
3. Совершенствование умений владения гуашью.
4. Развивающие: развитие мелкой моторики, развитие пространственного мышления и воображения.
5. Воспитательные: формирование аккуратности и бережного отношения к материалам, воспитание бережного отношения к природе, а также усидчивости и аккуратности.
6. Рефлексия в процессе и в конце урока: обсуждение результата, своего настроения при рисовании весеннего пейзажа, обращение внимание учеников на то, насколько все цвета тёплые и радостные при рисовании весеннего пейзажа.
Необходимые материалы: лист акварельной бумаги или ватмана (А4 или А3), карандаш и стёрка, гуашь, палитра, кисточки (Белочка или Пони - 1, 5 и 7 номера, можно также 2 или 3 номер), стакан с водой.
Этапы работы:
1. После того, как все ученики оденут фартуки, сядут за мольберты (столы) и подпишут свою работу, задаём вводный вопрос:
"Какие вы знаете весенние праздники"? Выслушав их ответы, объявляем тему урока -
"Сегодня мы будем рисовать подарок мамам на 8 марта - горный пейзаж. Кто может рассказать, что такое пейзаж (жанр изобразительного искусства, в которым основным предметом изображения является первозданная или преображённая человеком природа, но так же можно упростить трактовку - изображение природы)? На ответы учеников уделить 2-5 минут, если они уже знакомы с пейзажем, то просто напомнить им трактовку этого слова. подводим их к тему урока -
"В начале весны в горах расцветают невероятно красивые цветы и называются они Крокусы. Второе название этих удивительно красивых цветов - шафран".
2. Для начала нужно нарисовать горную полянку - для этого рисуем карандашом, чуть ниже середины листа, горизонтальную линию (округлую вверх). В верхней части листа - рисуем две горы, одна чуть выше, вторая пониже, горы рисуем немного хаотичной линией, не плавной, а резкой. На каждой из гор рисуем линию посередине (тоже резкую и отрывистую – так мы обозначаем границу тени и света). В углу рисуем солнышко - четвертинку круга.
3. Вводный вопрос -
"Знаете ли вы о "Правиле Счастливой кисточки"?
"Правило Счастливой кисточки" -
"Чтобы кисточка была счастлива, нужно окунуть её в воду и три раза вытереть о край стакана (главное при этом - не касаться воды, чтобы кисточка снова не набрала её). Потом кончиком пальца проверяем кисть, и если на пальце не осталось капли - значит наша кисточка счастлива. Когда воды слишком много - при рисунке появляются подтёки, словно кисточка плачет". Главное, использовать правильные слова - для детей чуть помладше, можно сказать -
"Правило Волшебной кисточки", но проговаривая, зачем именно мы это делаем, нужно использовать мягкую форму - грустной, печальной, не говоря - несчастной, злой или обиженной.
4. Окунаем большую кисточку в воду, вытираем её три раза о стакан и на палитре смешиваем белый и синий цвет, раскрашиваем им небо, верхнюю часть листа (объясняем или спрашиваем, что будет если синего/белого цвета будет больше - цвет получится более светлым или ярким). Моем кисточку и смешиваем коричневый и белый цвет и закрашиваем освещённую часть маленькой горы, и, добавив в данный оттенок коричневого ещё немного белой краски, раскрашиваем освещённую сторону большой горы. Тёмно-коричневым цветом (можно чисто коричневым, или можно добавить в него немного красного или синего цвета) – закрашиваем теневую сторону обоих гор. Обратите внимание учеников на то, что светло-коричневым цветом раскрашиваем те части гор, которые ближе к солнцу (на фотографиях солнце изображено с теневой стороны - но это объяснимо наличием больших облаков, от которых на горы падает тень).
5. Теперь смешиваем зелёный и белый (можно добавить немного жёлтого, чтобы получился более яркий оттенок) - этим цветом закрашиваем полянку.
К зелёному цвету добавляем капельку синего, чтобы получился холодный зелёный (изумрудный), этим цветом маленькой кистью рисуем стебельки – короткие, средней толщины палочки, около них - рисуем листья. Стебельки рисуем чуть повыше листьев, листья крокусов похожи на стебли - они тоже узкие и вытянутые вверх.
6. По окраске цветов крокусы крокусы делятся на две группы – жёлтоцветковые (от жёлтого до оранжевого) и синецветковые (от светло-сиреневого до тёмно-фиолетового цвета). Встречаются и альбиносы (цветы, которые окрашены в разные оттенки цвета – фиолетового или жёлтого). Чтобы нарисовать лепестки крокуса, нужно взять среднюю кисочку и хорошенько её помыть. Теперь на кисточку берём жёлтую краску и от каждого стебелька рисуем лепестки вверх: один - вверх, второй - вверх, чуть вправо, третий - вверх, чуть влево. Лепестки чуть расширяются кверху.
Той же жёлтой краской раскрашиваем солнышко и, взяв, маленькую кисточку, рисуем лучики.
7. Синецветковые крокусы мы нарисуем двух видов – одни тёмно-фиолетовые, а вторые – альбиносы. Чтобы нарисовать крокусы-альбиносы, нужно в фиолетовый цвет добавить белого и им нарисовать один из лепестков, потом добавить в полученный оттенок ещё белого и нарисовать оставшиеся два лепестка или нарисовать все три одним цветом (при желании и наличии времени можно создать больше двух оттенков фиолетового цвета или маленькой кисточкой нарисовать на лепестках белые узоры).
8. Рисуем облака – большую кисточку прикладываем к листу, где расположено небо - остаётся белый овал, так прикладываем несколько раз, чтобы овалы соприкасались и закрашиваем облака посередине (внутри).
Примечания:
1. В процессе урока напоминаем о том, что когда рисуешь - фартук должен лежать на коленях, чтобы краска не попала на одежду, нельзя вытирать глаза руками (вероятность, что они останутся чистыми от краски в процессе рисования - достаточно мала) и что нужно не забывать о осанке (прямо держать спину). Так же можно рассказать о втором и третьем правилах "Счастливой кисточки".
"2 правило Счастливой кисточки": Когда рисуем, на кисточке должно быть побольше краски и немного водички (чтобы рисовали не водой, плотно, а не как акварелью, но и полностью сухой кисточкой не получится нарисовать что-то ровно или равномерно закрасить), и 3 правило: Кисточка любит тишину (чтобы на уроке соблюдалась тишина, а ученики приучались поднимать руку (объясняем, что в противоположном случае - они могут прослушать что-то важное, учимся уважительному отношению не только к учителю, но и к другим ученикам - не перебиваем друг друга).
2. Данный мастер-класс можно упростить (всё зависит от уровня ваших учеников, от их умений и навыков) – маленькую горы можно нарисовать тёмно-коричневой, а большую светло–коричневой (главное, чтобы солнце при этом было нарисовано со стороны светло-коричневой горы). Крокусы можно нарисовать чуть большим размером – при этом проговаривая, что это первый план – поэтому они такие большие, и поэтому горы (которые на втором плане и расположены вдалеке - кажутся и изображаются не такими уж большими по сравнению с крокусами). В данном варианте, количество крокусов уменьшится, а нарисовать их будет – более легко, так же можно разукрасить крокусы одним из цветов (синим или фиолетовым, лиловым).
3. При желании можно нарисовать снег на верхушках гор, в данном случае - облака рисуем в последнюю очередь, иначе они сольются с снегом. Снег можно нарисовать как на самых верхушках гор, так и на границе тени и света - сначала белой краской. потом ближе к теневой стороне добавить в белый немного синего.
Работы детей:
Данный мастер-класс был апробирован в старшей группе ИЗО-студии, среди учеников 5-7 лет, в течение одного урока – 45 минут.
Рекомендуем посмотреть:
Виолы. Интересные факты
Тренинговое занятие для детей 9-12 лет
Цветы папье - маше. Мастер класс с пошаговым фото
Как нарисовать весенний пейзаж для детей от 5 лет пошагово с фото
Похожие статьи:
Загадки про весну
Беседа о весне в подготовительной группе детского сада
Внеурочное занятие на тему «Весна», 1 класс
Сценарий шоу для старших классов «А ну-ка, девочки», посвященного празднику 8 Марта. Методическая разработка для преподавателей старших классов и колледжа
Стихи к празднику 8 Марта. Стихи к празднику День матери