Мастер-класс по рисованию весеннего пейзажа гуашью для детей 5-7 лет на тему "Подснежники".
Описание: Данный конспект занятия (мастер-класса) ИЗО может быть полезен не только для воспитателей старшей группы в детском саду, но и для педагогов 1 класса школы и для педагогов дополнительного образования. При желании - данное занятие можно провести индивидуально (учитель - ученик, мама - ребёнок).
Данный материал разработан для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Автор: Дудникова Екатерина Владимировна. Педагог дополнительного образования (уроков рисования) в Детском клубе «Первые ступеньки» города Санкт-Петербург.
Интеграция образовательных областей: ботаника, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Цель: Повторить тему рисования гуашью и закрепить её в виде весеннего пейзажа «Подснежники».
Задачи:
1. Формирование у детей представления о внешнем облике подснежника.
2. Передача различий в величине и формах изображаемых предметов (детали цветка, птицы, солнце).
3. Обучение плавному повороту руки при рисовании округлых линий и форм.
3. Развивающие: развитие мелкой моторики, развивать пространственное мышление и воображение.
4. Воспитательные: формирование аккуратности и бережного отношения к материалам, воспитание бережного отношения к природе, а также усидчивости и аккуратности.
5. Рефлексия в процессе и в конце урока: обсуждение результата, своего настроения при рисовании весеннего пейзажа, обращение внимание учеников на то, насколько все цвета тёплые и радостные при рисование весеннего пейзажа.
Необходимые материалы: лист акварельной бумаги или ватмана (А4 или А3), карандаш и стёрка, гуашь, палитра, кисточки (Белочка или Пони - 1, 5 и 7 номера, можно также 2 или 3 номер), стакан с водой.
1. После того, как все ученики оденут фартуки, сядут за мольберты (столы) и подпишут свою работу, задаём вводный вопрос:
"Какие вы знаете первоцветы"? "Какие цветы появляются ранней весною"? Выслушав их ответы и дополнив их и рассказав, какие именно первоцветы, когда и где именно их можно будет увидеть, растут именно в вашем городе/области (крокусы, мать-и-мачеха, ландыши, подснежники, тюльпаны, нарциссы, незабудки, медуница), после этого объявляем тему урока - "Сегодня мы будем рисовать "Подснежники".
2. Для начала нужно нарисовать полянку - для этого рисуем карандашом горизонтальную волнистую линию чуть ниже середины листа, теперь в нижней части листа - рисуем несколько холмиков, но только не слишком высоких.
3. Вводный вопрос - "Знаете ли вы о правиле "Счастливой кисточки"?
Правило "
Счастливой кисточки" -
"Чтобы кисточка была счастлива, нужно окунуть её в воду и три раза вытереть о край стакана (главное при этом - не касаться воды, чтобы кисточка снова не набрала её). Потом кончиком пальца проверяем кисть, и если на пальце не осталось капли - значит наша кисточка счастлива. Когда воды слишком много - при рисунке появляются подтёки, словно кисточка плачет". Главное, использовать правильные слова - для детей чуть помладше, можно сказать -
"Правило Волшебной кисточки", но проговаривая зачем именно мы это делаем, нужно использовать мягкую форму - грустной, печальной, не говоря - несчастной, злой или обиженной.
4. Окунаем большую кисточку в воду, вытираем её три раза о стакан и на палитре смешиваем белый и синий цвет, раскрашиваем им небо, верхнюю часть листа (объясняем или спрашиваем, что будет если синего/белого цвета будет больше - цвет получится более светлым или ярким). Моем кисточку и смешиваем зелёный и жёлтый - этим цветом закрашиваем полянку и, в верхней части листа, большой кистью рисуем овалы, но не слишком высоко - оставляем место для солнца (прикладываем кисть вертикально - по всей её длине на бумаге остаётся овал - главное, чтобы при этом на кисти было достаточно краски, эта часть подснежника называется Чашелистик).
5. Теперь к зелёному цвету добавляем капельку синего, чтобы получился холодный зелёный (изумрудный), этим цветом маленькой кистью рисуем стебельки - похожие на петельки, они чуть закругляются вверх. Средней кистью - рисуем внизу, около стебельков, листья (листья рисуем и изумрудным и светло-зелёным цветом).
6. Чтобы нарисовать лепестки подснежника, нужно взять среднюю кисочку и хорошенько её помыть. Белый цвет очень дружелюбный и стоит попасть к нему хоть немного другого цвета, он тут же изменится. Помыв кисть, проверяем кончиков пальца - стала ли она чистой. Теперь на кисточку берём белую краску и от овалов - рисуем лепестки: один - вниз, один - чуть вправо, один - чуть влево, от некоторых овалов рисуем только один-два лепестка, но их рисуем чуть меньше размером, чем остальные - это ещё не распустившиеся подснежники.
На полянке белой краской рисуем небольшие сугробы (вытянутые горизонтально), а под ними, добавив капельку синего цвета, рисуем тень от сугробов.
7. Теперь рисуем наверху листа солнышко (средней кистью) и маленькой кисточкой - рисуем лучики, после чего, хорошо промыв кисточку - чёрным цветом рисуем силуэты птиц (галочки с округлыми линиями).
Примечания:
1. На уроках я активно использую доску, на которой поэтапно показываю, что нужно нарисовать, какой оно будет формы, высоты и ширины, где оно должно быть расположено, что стираем, что соединяем. Если у вас нет такой доске - то можно купить небольшую доску, так будет намного удобнее, чем подходить к каждому ученику и поправлять его рисунок. Если занимаетесь индивидуально - можно рисовать вместе с ребёнком (если вы знаешь хорошо характер данного ребёнка и его реакция на то, что ваш рисунок получится лучше, будет нести оптимистичный характер)
2. Край листа можно прикрепить к доске мольберта или стола с помощью бумажного скотча (в самом вверху скотча - ученики пишут своё имя), так работа будет полностью закрашена и у неё появится рамка (главное - аккуратно снимать скотч, и только тогда - когда картина подсохнет).
3. В процессе урока напоминаем о том, что когда рисуешь - фартук должен лежать на коленях, чтобы краска не попала на одежду, нельзя вытирать глаза руками (вероятность, что они останутся чистыми от краски в процессе рисования - достаточно мала) и что нужно не забывать о осанке (прямо держать спину). Так же можно рассказать о втором и третьем правилах
"Счастливой кисточки".
"2 правило Счастливой кисточки": Когда рисуем, на кисточке должно быть побольше краски и немного водички (чтобы рисовали не водой, плотно, а не как акварелью, но и полностью сухой кисточкой не получится нарисовать что-то ровно или равномерно закрасить), и
2 правило: Кисточка любит тишину (чтобы на уроке соблюдалась тишина, а ученики приучались поднимать руку (объясняем, что в противоположном случае - они могут прослушать что-то важное, учимся уважительному отношению не только к учителю, но и к другим ученикам - не перебиваем друг друга).
4. В нашем городе весна приходит довольно поздно и, хотя этот мастер-класс лучше подходит для конца зимы - как подарок, картина к 1 марта, её так же можно нарисовать в течении всего первого месяца весны (а в некоторых краях и в апреле).
Работы детей:
Данный мастер-класс был апробирован мной в старшей группе ИЗО-студии, среди учеников 5-7 лет, в течение одного урока - 45 минут.
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать ландыши гуашью поэтапно
Рисование для детей 8-10 лет. Букет ромашек поэтапно с фото
Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет «Сказочные цветы в кружевной рамке» поэтапно с фото
Цветы из ладошек своими руками. Поэтапное рисование с фото