STEM - практика «Путешествие в прошлое бумаги» для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
- познакомить с разными материалами для письма,
- познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги
- пополнить представления детей о свойствах разных материалов (бумаги, глины, бересты, папируса, пергамента и камня)
- создать условия для свободного экспериментирования,
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности: сравнивать и исследовать материалы.
- выяснить, как пишущие инструменты (карандаш) взаимодействуют с бумагой.
- изготовить бумагу в условиях детского сада.
- совершенствовать навыки работы в коллективе; умение слушать друг друга;
- воспитывать бережное отношение к бумаге.
Ход практики
С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными карандашами. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Трудно представить жизнь современного человека без бумаги.
В нашей группе ребята очень бережно и с уважением и относятся к бумаге- рисуют на листочках с двух сторон, из использованных листов и не получившихся рисунков, делают поделки, оригами.
Мы даже попробовали изготовить своими силами бумагу из газет и использованных листов. В начале мы порвали бумагу на мелкие кусочки, положили их в контейнер и залили тёплой водой.
В таком состоянии бумага постояла несколько часов. С помощью блендера измельчили бумагу до однородной массы и выложили на поднос, покрытый промокательной бумагой, разровняли в тонкий пласт.
Оставили на просушку. После того как бумага подсохла, аккуратно сняли с промокательной бумаги и оставили получившуюся бумагу до полного высыхания. Вот такой лист у нас получился!
Из такой необычной бумаги можно сделать поделку, открытку, панно. Ребята совместно раскрасили бумагу и сделали замечательную поделку, которая украшает нашу группу!
После изготовления бумаги ребята спросили:
«А ведь когда-то бумаги не было...На чем же люди писали, или рисовали?
Почему мы используем именно бумагу? Почему же именно бумага завоевала первое место и закрепилась на многие годы?». Ответ на этот вопрос и стал целью нашей STEM-практики.
Чтобы найти ответ на наш вопрос, вместе с детьми мы отправились в путешествие. Мы изучили литературу на данную тему и пришли к выводу: что за всю историю человечества было не так и много материалов, на которых можно было писать. Для своих исследований мы взяли самые распространенные: камень, глиняные таблички, папирус, пергамент, бересту и, конечно же бумагу.
Разработали критерии, по которым можно оценивать качество и свойства материалов для письма:
удобство написания, тяжелый или легкий, прочность материала и удобство транспортировки. Для фиксации результатов сделали протокол испытаний.
Ребята отправились в лабораторию и исследовали различные материалы.
В конце нашего путешествия, ребята пришли к выводу, что все материалы в свой период развития человечества были важны и востребованы, но с появлением другого материала, более качественного по отношению к предыдущему, происходит его вытеснение.
В ходе наших исследований мы с ребятами удостоверились, что бумага на данный момент выигрывает у своих предшественников. Совместно с ребятами мы написали на нашей изготовленной бумаге наказ поколениям. Стихи про охрану природы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в детском саду на тему: Зима. Подготовительная гр
Конспект занятия "Бумага и её свойства" в подготовительной группе детского сада
Stem - практика для старших дошкольников ДОУ