Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Путешествие в Канзас» с презентацией
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы ДОУ на тему: «Путешествие в Канзас»
Вид занятия: занятие-путешествие. Цель: расширить представления детей о ветре; объяснить причины возникновения ветра. Задачи:
- Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека, растений и животных.
- Развивать способность детей делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать, развивать связную речь, словарный запас, воспитывать любознательность.
- Воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения, умение работать в парах, учитывать мнение партнера. Методы и приемы: беседа, демонстрация слайдов, проведение опытов «Ураган». Оборудование: ноутбук, экран, диапроектор, две бутылки, соединенные между собой, внутри с водой, банка с водой, краситель, жидкое мыло, уксус
Ход занятия
Дети стоят около воспитателя. Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Воспитатель: ребята, вы любите путешествовать? Ответы детей. Воспитатель: сейчас мы с вами отправимся в путешествие в Канзас, на Родину Элли. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Воспитатель: приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Отправляемся в наше путешествие! На экран выводится слайд. (Самолёт в полёте)
Воспитатель: ребята, посмотрите мы с вами попали в Канзас. Ребята, кто знает что такое Канзас? (Слайд №2) Ответы детей. Воспитатель: правильно. Это родина Элли. А ещё Канзас –штат Америки. (Слайд №3)
Свое имя штат получил от протекающей через него реки Арканзас. На языке индейцев название переводится как «люди южных ветров» или «люди ветра». Символ Канзаса – это дельтовидный тополь и подсолнух.(слайд 4)
Канзас практически полностью расположен на территории Великих равнин, в штате очень плоский рельеф. Высота местности постепенно повышается с востока на запад, при этом настолько плавно, что расположенная на границе с Колорадо самая высокая точка штата Маунт-Санфлауэр ("Гора подсолнух "1231 метр над уровнем моря) никак не выделяется на окружающей местности.
Штат Канзас находится в районе «Аллеи торнадо» - местности, где часто сталкиваются разные по характеру воздушные массы, отчего здесь происходит до 50 смерчей в год. По количеству торнадо Канзас занимает второе место после Техаса.
Воспитатель: кто знает, что такое смерч? (Слайд №5) Дети: сильный и опасный ветер. Воспитатель: смерч (так принято называть его у нас) или торнадо (так это явление называют в Америке) - это, действительно, очень любопытное и достаточно редкое явление природы. Он представляет собою вихревой столб высотой в несколько сотен метров, а диаметром всего в несколько десятков метров (отдельные гигантские смерчи могут достигать в диаметре 1,5-3 км), который возникает из-за разности атмосферного давления между верхними и нижними слоями атмосферы
Воздух в этом столбе вращается с огромной скоростью. А вокруг создается область пониженного давления, которая как-бы "затягивает" в себя все, что в нее попадает. И тогда в воздух взлетают деревья, люди, машины и даже, бывает, товарные поезда. А дома изнутри "взрываются", так как давление внутри них получается гораздо выше, чем снаружи. (Слайд №6)
Смерчи возникают обычно летом в жаркую погоду при наличии грозовых облаков. Для появления смерча необходимо чтобы внизу у земли или воды было очень жарко, а вверху - сильно холодно. Тогда из грозового кучевого облака к земле начинает тянуться воздушная воронка, похожая на хобот слона (ее так и называют "хобот смерча") - это холодный воздух с огромной скоростью устремляется вниз. Затягивая в себя пыль и мусор с земли или брызги воды с моря, эта воронка становится темной и хорошо видимой с большого расстояния. Она передвигается с той же скоростью, что и породившая ее туча- это обычно от 20 до 100 км/ч. То есть с такой же скоростью, что и автомобили на дороге. И оставляет после себя полосу разрушений. Хорошо, что такой вихрь существует очень недолго - от нескольких минут до пары часов. Самый долгий смерч бушевал в 1917 году в США: за 7 часов он прошел по территории этой страны 500 км. (Слайд №7)
Но нам бояться смерчей не стоит - это явление возникает на территории России в среднем раз в год, и особых разрушений не приносит.
А вот в Северной Америке в год бывает в среднем 250 смерчей (торнадо) и они представляют собой реальную опасность для людей. Вспомните Элли из Техаса. Именно, ее фургон поднял такой же торнадо и унес в Волшебную страну.(Слайд №8)
Воспитатель: скажите, пожалуйста, может ли обычный ветер перенести дом на новое место, как в сказке Волкова «Волшебник изумрудного города»? Дети: нет. Воспитатель: пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился. (Смерч, ураган). Воспитатель: что надо было сделать Элли, чтобы уберечься от смерча? Ответ детей: Элли ни в коем случае не должна была оставаться на улице, в автомобиле или в фургончике, а как можно скорее спуститься в безопасное место погреб или подвал. (Слайд №9)
Воспитатель: Верно. Даже внутри дома во время смерча оставаться опасно - он может разрушится от большого давления внутри него. Поэтому, чтобы выровнять давление внутри и снаружи дома, надо открыть окна, которые смотрят от смерча, и закрыть окна, выходящие на сторону, с которой смерч приближается. А потом спрятаться под тяжелой мебелью, лечь лицом вниз и прикрыть голову руками, чтобы защититься от обломков и мусора, огромное количество которых несет с собой вихрь воздуха!
Поэтому от смерчей необходимо держаться подальше. Но как быть, если посмотреть на смерч все-таки хочется? Выход есть – ребята, давайте устроим свой маленький смерч. Проведем опыты и посмотрим, как движется ураган
Опыт №1 «Торнадо в бутылке»
Для проведения опыта понадобится: 2 прозрачные пластиковые бутылки (одна с водой на 0,5 части бутылки), цилиндр, вода. Можно использовать краски, чтобы вода была цветной. Описание:
1. На одну бутылок, в которой налита вода, надеваем цилиндр. Вторую бутылка вкручиваем сверху (на первую).
2. Переворачиваем бутылку с водой, так чтобы она оказалась сверху. И начинаем вращать бутылку круговыми движениями.
3. Вода из верхней бутылки в виде водоворота перельется в нижнюю бутылку.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами получили? Дети: мы увидели, как получилось водное торнадо. Воспитатель: Правильно. Когда мы прокрутили бутылку круговыми движениями, мы создали вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы.
Для проведения второго опыта нам понадобится: вода, прозрачная пластиковая бутылка (можно использовать банку с крышкой), краски, нарезанные кусочки цветной бумаги, уксус, жидкость для мытья посуды, Описание:
1. В начале мы заполнили пластиковую бутылку водой.
2. Добавили в воду несколько капель жидкости для мытья посуды, уксус, краски (это поможет лучше увидеть торнадо).
3. Плотно закрыли бутылку крышкой.
4. Перевернули бутылку верх дном. Держа ее за «шею», быстро, в течение нескольких секунд, покрутили бутылку круговыми движениями.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, что помогло нам создать торнадо? Что мы делали в обоих опытах. Дети: вращали бутылки. Воспитатель: правильно. Именно вращение заставляет двигаться воду. Вода начинает двигаться вниз по спирали, создавая торнадо. А где вы могли видеть такой же эффект? Дети: в ванной, когда убираешь крышку. И вода уходит в трубы. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнали, что такое ураган, узнали, как вести себя во время урагана. Попробовали сделать торнадо своими силами.