Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект природоведческого занятия в подготовительной к школе группе ДОУ

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Ее Величество, Волга!»
Цель: экологическое образование детей, привлечение их внимания к проблемам бассейна реки Волга, сохранения природных ресурсов , формирования представления о личной ответственности и необходимости бережного отношения к окружающей среде Родного края
Задачи:
Образовательные: формировать представления о реке как сложной экосистеме;
Развивающие: развивать творческие способности детей;
Воспитательные: формировать у детей представления о личной ответственности и необходимости бережного отношения к водным ресурсам бассейна реки Волга и ее обитателям; воспитывать патриотические чувства к Родному краю путем реализации творческих заданий.
План занятия:
1. Вступительное слово педагога.
2. Речевая игра «Волга-реченька».
3. Конкурс эрудитов.
4. Экологические проблемы Волги.
5. Жалобная книга обитателей Волги.
6. Конкурс рисунков.
7. Подведение итогов.
Ход НОД
1. Вступительное слово
Вы никогда не задумывались, почему именно Волга стала олицетворением России? Ведь есть у нас в России реки, не уступающие Волге в полноводности и протяженности,-например, сибирячки Лена и Обь. Есть реки, которые связаны со значимыми для Отечества историческими событиями – Дон, Урал, Кубань, Ока. И тем не менее именно Волга связана в нашем представлении с Россией.
Впрочем, может, и не надо задумываться над причинами любви, которая – либо есть, либо нет. А просто, как полюбил Волгу и Кострому поэт Орлов Вениамин Сергеевич
Костроме.
Жил на Крайнем Севере,
И на Юге жил.
Лишь теперь узнал я,
Где милее жить.

Городок на Волге
Полюбился мне.
И такого города
В мире больше нет.

Не видал нигде я
Красоты такой,
Здесь, где Волга встретилась
С Костромой-рекой.

Летнее приволье
Волжских берегов
С изумрудом зелени,
Бархатом лугов.

С задушевным пением
Костромских хоров,
С древними строениями
Русских мастеров.

С гордостью России -
Костромскою ГРЭС,
С дивной Берендеевкой,
Синевой небес.

Нет щедрее лета,
Как на Волге, нет.
Даже - здесь зимою
Самый чистый снег.

Свой талант дарили
Костромским местам
Писемский, Островский,
Некрасов, Левитан.

И ещё о главном
Я хотел сказать -
Здесь живёт девчонка-
Синие глаза.

В них - луга и небо,
Волги синий шёлк...
Потому, наверно,
Я сюда пришёл.
1960
2. Речевая игра «Волга – реченька»
А теперь давайте поиграем в игру, которая называется « Волга – реченька». Я буду кидать вам мячик, а вы мне будете называть слова, которые у вас ассоциируются с Волгой.
Варианты ответов детей:
Красивая, широкая, привольная, свободная, древняя, величавая, щедрая
Молодцы, ребята!
3. Конкурс эрудитов.
А теперь я предлагаю вам выяснить, кто из вас знает больше всех интересных фактов, связанных с Волгой. Я вам буду задавать вопросы, а вы, если знаете ответ, то будете поднимать руки и отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать рыбку.
1. Какая река протекает только по территории России? (Волга)
2. В какое море впадает Волга? (Каспийское).
3. Когда в России официально отмечается день реки Волга? (20 мая)
4. Существует ли другое название реки Волга? (Да. Некоторые народы звали ее « Итиль» ,что в переводе с арабского означает река всех рек.)
5.Сколько рек впадает в Волгу? (Более 1000 рек)
6. Какая самая крупная рыба, обитающая в Волге? ( Белуга).
7. Каких редких птиц можно иногда встретить на реке Волга? (На юге Волги в сезон можно увидеть фламинго.)
8. Какие редкие цветы можно встретить на реке Волга? (В некоторых местах Волги растут лотосы).
9. А где же берет начало река Волга? (Современным истоком этой реки является ручей в поселке Волговерховье, что на Валдайской возвышенности).
10. Назовите одну из самых грязных рек России? ( Волга . На Волгу приходится 30 % всего мусора, попадающего в водоемы России).
Молодцы, ребята!
4. Экологические проблемы Волги.
Волга-это крупнейшая река России и Европы, которая со своими притоками образует речную систему Волжского бассейна. Длина реки составляет свыше 3,5 тыс. километров. Эксперты оценивают состояние водоема и его приток как очень грязное и чрезвычайно грязное. Это обусловлено тем, что в бассейне Волги находится около 45% промышленных и 50% сельскохозяйственных объектов России, а также на берегах расположено 65 из 100 самых грязных городов страны. В результате в Волгу попадает большое количество промышленных и бытовых стоков, а водоем испытывает нагрузку, в 8 раз превышающую норму. Это не могло не повлиять на экологию реки.
Проблемы водохранилищ.
Волжский бассейн пополняется грунтовыми, снеговыми и дождевыми водами. Когда на реке сооружают дамбы, водохранилища и гидроэлектростанции, речной режим течения изменяется. Также самоочищение водоема снизилось в 10 раз, изменился тепловой режим, из-за чего время стояния льдов в верховьях реки увеличилось, а в низовьях - уменьшилось. Изменился и химический состав воды, поскольку в Волге появилось большое количество минеральных веществ, многие из которых являются опасными и токсичными, уничтожают флору и фауну реки. Если в начале ХХ века вода в реке была пригодна для питья, то сейчас она не является питьевой, поскольку акватория находится в антисанитарном состоянии.
Проблема роста водорослей.
В Волге с каждым годом увеличивается количество водорослей. Они произрастают вдоль берегов. Опасность их роста заключается в том, что они выделяют опасные органические вещества, некоторые из которых являются ядовитыми. Многие из них неизвестны современной науке, а потому сложно спрогнозировать последствия влияния водорослей на экосистему реки, Растения, которые отмерли, попадают на дно акватории, благодаря их разложению в воде увеличивается количество азота и фосфора, что приводит к вторичному загрязнению речной системы.
Загрязнение нефтепродуктами.
Большую проблему для Волги и ее приток составляют ливневые стоки, разлив масла и нефти. Например, в 2008 году в Астраханской обл. в реке появилось пятно нефти большой площади. В 2009 году произошла авария танкера, и в воду попало примерно 2 тонны мазуты. Ущерб, нанесенный акватории, значительный.
Это далеко не полный перечень экопроблем Волги. Результатом разных загрязнений является не только то, что вола непригодна для питья, но из-за этого гибнут растения, животные, мутируют рыбы, изменяется течение реки и ее режим, а в дальнейшем может погибнуть вся акватория.

5. Жалобная книга обитателей Волги.
Ребята, передо мной лежит конверт, а в нем жалобы от обитателей Волги. Давайте прочитаем их? Попробуем угадать, кто их написал? Поможем обитателям Волги?

«Сколько браконьеров развелось на берегах Волги! И не сосчитать! И удочками нас ловят, и сетями! И не всегда смотрят, что мы спешим в Волгу на нерест, чтобы оставить в ней нашу икру, которую вы называете черной. Вы солите наши икринки и продаете их, как деликатес. Вы не хотите понимать, что из наших икринок появляются наши детки-мальки, ради которых мы каждую весну покидаем родное нам Каспийское море». (Осетр, севрюга, белуга).

«Жалуемся на загрязнение воды в Волге, потому, что жить мы можем только в исключительно чистых водоемах. Ведь мы являемся индикаторами чистой воды ». (Раки)

«Мы очень сильные и красивые водоплавающие птицы. К 3-4 годам мы приобретаем снежно - белую окраску. Наши самцы очень самоотверженны и отважны при защите гнезда. Ударом крыла они могут убить лисицу и собаку, сломать руку человеку. Но наши птенчики могут запутаться в сетях браконьеров. И никто: ни папы, ни мамы не могут им помочь! Люди, уберите свои сети, расставленные в местах нашего гнездовья! Ведь мы занесены в Красную книгу! Нас так мало!» (Лебедь-шипун)

« Да, мы некрасивы и питаемся кровью. За это люди нас бояться, давят нас, выбрасывают на берег, где мы умираем. Но, когда мы питаемся, впрыскиваем в своих кормильцев особое вещество – гирудин, благодаря которому происходит оздоровление организма наших кормильцев. Люди, не бойтесь нас, а используйте в медицине!» (Пиявки).

6. Конкурс рисунков.
Ребята, вот такие жалобы пришли на мою почту от жителей Волги. А чем же человек может помочь обитателям реки? Давайте вместе с вами порассуждаем, как же нужно вести себя человеку, что бы на почту приходили не жалобы, а письма - благодарности? А потом нарисуем, как мы можем помочь нашей красавице Волге.

Ответы детей. Самостоятельное творчество.

7. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами многое узнали о нашей родной Волге, еще раз убедились, насколько красива и величава наша река, познакомились с ее обитателями и выслушали их жалобы на человека. Только бережное отношение к реке может сохранить ее чистоту и первозданность. Я предлагаю вам дома рассказать о нашем занятии. Может быть, у вас дома есть книги об обитателях рек, принесите их в группу и мы все вместе рассмотрим их и почитаем.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы» Конспект занятия в подготовительной группе. Режим дня и личная гигиена Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме «Животный мир морей и ок Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада "Без воды нет жизни на
Конспект НОД во второй группе раннего возраста по теме «Дары осени. Овощи» | Конспект НОД по лепке из теста во второй группе раннего возраста
Опубликовано: 1883 дня назад (27 сентября 2019)
Просмотров: 977
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!