Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Дифференциация звуков [ж]-[ш].
Автор: Алексеева Светлана Геннадьевна, учитель-логопед, ЧДОУ «Детский сад № 170 ОАО «РЖД», г Белово, Кемеровская область.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Данный материал предназначен учителям-логопедам, может использоваться воспитателями, родителями.
Тема: Дифференциация звуков [ж]-[ш].
Цель: Закрепление представлений о звуках [ж], [ш].
Образовательные задачи:
1. Совершенствовать навыки различения и произношения звуков [ж], [ш].
2. Закрепить знания артикуляции и характеристики звуков [ж], [ш].
3. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове, навыки звукового анализа слов.
4. Формировать умение выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова, читать их.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать внимание, память, мышление.
2. Проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
3. Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: карточки к игре «Буквы-путанки», две ёлочки с набором предметных картинок на липучках на звуки [ж], [ш], наборы для составления схем слова, альбомы, трёхгранные карандаши, разрезные азбуки, карточки со слогами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Выполнение массажа лица.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками хлопаем мы щёчки.

Кинезиологическое упражнение «Класс-окей»
Пальцы одной руки сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону и направлен вверх - класс. На другой руке большой палец соединён в кольцо с указательным, остальные выпрямлены – окей. Затем происходит одновременная смена положения рук.

Игра «Буквы-путанки»
На доске выставлены буквы и их зеркальные двойники.
Логопед: Дети, предлагаю поиграть в игру «Буквы-путанки». Нужно определить, какая из двух букв верная, а какая её зеркальное отражение.


2. Введение в тему
Логопед: Дети, сегодня мы с вами будем учиться сравнивать два звука, а какие это звуки, вы скоро узнаете.
Повторение стихотворений «Жук», «Кошка в окошке».
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу,
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу».

Кошка в окошке шапку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.

Логопед: Какой звук выделяли в первой чистоговорке?
Дети: Звук Ж.
Логопед: Во второй чистоговорке?
Дети: Звук Ш.
Логопед: Вы догадались, о каких двух звуках мы сегодня будем говорить?
Дети: О звуках [ж] и [ш].
Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [ж].
Логопед: Давайте расскажем всё про звук [ж].
Дети: Звук [ж] согласный, всегда твёрдый, звонкий.
Логопед: Всё верно.
Дети произносят звук [ш].
Логопед: Дайте характеристику звуку [ш].
Дети: Звук [ш] согласный, всегда твёрдый, глухой.
Логопед: Что общего у звуков [ж], [ш]?
Дети: Они оба согласные и всегда твёрдые.
Логопед: Чем они различаются?
Дети: Звук [ж] звонкий, а звук [ш] глухой, произносится без голоса.

3. Игра «Жуки и гуси»
Логопед: Разделитесь на две команды: жуков и гусей. По команде «Гуси!» нужно шипеть, «Жуки!» - жужжать.
Логопед: Нужно шипеть или жужжать, когда услышите слово с нужным звуком. (Шум, шалаш, жук, жираф, мишка, шуба, шкаф, ёжик, мышонок, жилет)

4. Игра «Ёлочки»
Логопед: У нас в гостях две ёлочки. На одну из них прикрепите картинки, в названии которых есть звук [ж], а на другую со звуком [ш]. Определите место звука в слове.

5. Физминутка
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше (Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.)
Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперёд.)
С малышами говорил.

6. Повторение правописания ЖИ, ШИ – буква И.

7. Работа с разрезной азбукой.
Преобразование слогов, слов: ши – жи – ужи – уши – Луши – лужи – лужа.
Дети выкладывают слог ши.

Логопед: А сейчас начинается превращение! Скажите, что нужно сделать, чтобы слог ши превратился в слог жи?
Дети: Поменять букву Ш на букву Ж.
Логопед: Замечательно! Что нужно сделать, чтобы слог жи превратился в слово ужи?
Дети: Добавить букву У.
Логопед: Правильно, молодцы!
Дети выкладывают и читают слоги и слова.

8. Выкладывание схем слов МАШИНА, ЖУК
Логопед: Произнесите слово машина и выложите звуковую схему этого слова.
Логопед: Сколько всего звуков в слове?
Дети: В слове машина всего шесть звуков.
Логопед: Перечислите их по порядку.
Дети: [м], [а], [ш], [ы], [н], [а].
Логопед: Расскажите о каждом из этих звуков.
Дети: Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый; звук [а] – гласный;
Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый; звук [ы] – гласный; звук [н] – согласный, звонкий, твёрдый; звук [а] – гласный.
Логопед: Как определить, сколько слогов в слове?
Дети: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов. Три гласных – три слога.
Аналогично выполняется звуковой анализ слова жук.

9. Печатание букв Ж и Ш.
Логопед: Откройте альбомы на странице 35. Найдите буквы Ж и Ш. Допишите буквы.

10. Упражнение "Составь слова".
Логопед: А вот и последнее задание. Возьмите по две карточки со слогами, составьте слова и прочитайте их.
Дети: Кош-ка, Ма-ша, ши-на, жу-ки, мыш-ка, у-жин, ка-ша, жа-ба, Са-ша, но-жик, Да-ша.

11. Итог
Логопед: Какие звуки мы учились различать? Какое правило повторили?
Какие задания вам понравились больше всего?
Ответы детей.
Логопед: Вы справились со всеми заданиями, правильно произносили все звуки. Я вами горжусь!

Список использованной литературы
1. Виноградова Е.А. Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи. – Изд. 3-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2022. – 205 с.
2. Гомзяк О.С. Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 48 с.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.
5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995. – 64 с., 26 ил.
6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2002 – 144 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект НОД для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Игрушки
Участник №16 профессионального конкурса для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)» с 1 февраля по 30 апреля 2023 года
Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 553 дня назад (29 апреля 2023)
Просмотров: 830
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!