Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей
«Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах и ремеслах.» Д. Дидро
Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании, о материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).
На занятиях, где используются нетрадиционные техники изображения, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать – смешивать краску с мыльной пеной, клеем. На изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.
При непосредственном контакте пальцев рук с красками дети познают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.
Всё необычайное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Очень часто дети копируют образец, который им предлагают. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как вместо образца идёт лишь демонстрация способа действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику они будут использовать для выразительности образа. Затем они анализируют свои результаты, сравнивают их с другими работами, учатся высказывать свою точку зрения. У ребят появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.
Многие педагоги отмечают, что проведение занятий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует:
• Снятию детских страхов;
• Развитию уверенности в своих силах;
• Развитию пространственного мышления;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждению детей к творческому поиску и решению;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развитию чувств композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Развитию творческих способностей, воображения и полёта фантазии.
• Развитию внимания и усидчивости;
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В организации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими
стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и т.д.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования пуантилизм
Урок рисования в средней группе детского сада
Рисование свечой в детском саду
Рисование на наждачной бумаге
Похожие статьи:
Занятие по ИЗО в старшей группе
Монотипия в детском саду
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ
Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту
Рисование воском в детском саду