Роль художественной литературы в воспитании справедливости у детей дошкольного возраста
«Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский
Перед детским садом стоит большая задача в воспитании нравственности у детей. Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте, останется на всю жизнь.
Хорошо известна побудительная сила детской книги. Литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Это подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Книга знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности. Товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть тоже формируют чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому. Но сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература. Она должна формировать правильное отношение к людям, к самому себе, поступкам, к труду, к природе и др.Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту.
Что же такое справедливость? Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём.
Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это сказки "Морозко", "Крошечка-Хаврошечка", "Три поросенка", "Принцы-лебеди", "Гадкий утенок" , "Заюшкина избушка", "Дюймовочка", "Красная Шапочка" и др.
Трудно отыскать такую сказку, которая не содержала бы в себе связку "справедливость-несправедливость" по отношению к действующим героям! Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. И – самое главное – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не может. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый человек. Собственно, на этом и строится весь сюжет: сначала бесчинствует зло (несправедливость!), но в конце - обязательно побеждает добро!
Решая задачи нравственного воспитания средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, А. Фета, Ю. Тютчева и другие, из переводимых авторов Р. Киплинга, братья Гримм, Г.Х. Андерсена. Произведения советских писателей: С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С. Михалков и другие.
И так в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо видна несправедливость жадного человека. В сказке «Золушка», например, сначала мачеха и её дочери пользуются трудом Золушки. А в конце справедливость торжествует. И принц женится на ней! В сказке «Заюшкина избушка» лиса не имеет права на чужое жилище, она поступает несправедливо по отношению к Зайке. Но Петух помогает ему и справедливость опять побеждает. В сказке про Красную Шапочку очевидна несправедливость волка по отношению к девочке, но дровосеки спасают Красную Шапочку и её бабушку и вновь добро побеждает зло!! Героиня сказки «Федорино горе» К. Чуковского Федора тоже осознает свое несправедливое отношение к посуде и др.
Ребенок, любящий книгу, никогда не вырастет плохим человеком. А детские недостатки – это наши «взрослые» упущения.
Чтение – это не только получение информации. Это еще и постоянная духовно-нравственная работа над собой. Читайте детям!
Использованная литература:
1. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2010.
2. Дошкольная педагогика. / Под ред. Богословского В.В.- М.: Просвещение.- 2012
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей детского сада. О роли сказок для детей
Воспитание сказкой
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Сказка в обучении и воспитании детей дошкольного возраста