Конспект-сценарий внеурочного мероприятия по технологии «Ревизорро», 5-7 класс
Автор: Денисова Арина Александровна, студентка 4 курса педагогического факультета, профиль "Технология", Курганский государственный университет, г.Курган.
Описание: предлагаю вашему вниманию внеурочное мероприятие "Ревизорро", для детей основной школы (5-7 класс). Данное мероприятие было разработано для изучения микроклимата в кабинете технологии. Данный конспект будет полезен для всех учителей, так как материал может способствовать дальнейшему заполнению паспорта кабинета.
Тема/форма мероприятия: «Ревизорро» / игровая (30 минут).
Цель мероприятия: изучить существующий микроклимат помещения (кабинета технологии) и сравнить его с существующими нормативами.
Игровая цель мероприятия: оценить микроклимат кабинета технологии и присвоить экологическое заключение «Проверено Ревизорро».
Задачи мероприятия:
обучающие: познакомить учащихся со способами оценки соответствия площади и объема помещения санитарно-гигиеническим нормам; рациональности использования пространства помещения; оценки визуальной среды; оценки освещенности; измерению температуры и относительной влажности воздуха; оценке степени проветриваемости и озеленения помещения;
воспитывающая: продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде, личному здоровью и здоровью окружающих, самостоятельности, инициативности;
развивающая: продолжить развитие познавательного интереса учащихся к проблемам окружающей среды; умений высказывать свое мнение, делать выводы.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Оборудование: калькулятор, рулетка, термометр, лист записи и контроля, ручки, наклейка «Проверенно Ревизорро».
Ход мероприятия.
1 Организационно-мотивационный этап.
Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, обычный современный человек проводит в помещении как минимум 80% жизни. Например, в гимназии мы проводим по 6-7 часов в сутки. Наше школа – это экосистема, напоминающая город в миниатюре, она существует за счёт поступления энергии и ресурсов, а его главные обитатели – люди. Помещения, в которых мы находимся – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, в значительной степени определяющий состояние нашего здоровья. По оценкам некоторых специалистов, существуют такие помещения, где концентрация загрязняющих веществ в 100 раз выше, чем на улице. Внутри помещения нас окружают предметы и материалы, выделяющие вредные для здоровья химические вещества и элементы. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызывать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания.
Изучением микроклимата помещений занимаются специальные организации: они берут пробы воздуха, исследуют его температуру и влажность, изучают вещества, выделяемые мебелью и книгами, оценивают освещенность и степень озеленения, таким образом «ставят диагноз» и выписывают «курс лечения» для помещения. А когда все процедуры будут закончены, выдается экологический сертификат.
Многие из вас знают о телевизионной передаче «Ревизорро» и её ведущей Елене Летучей. Сегодня и мы с вами выступим в роли экспертов программы «Ревизорро», и проверим наш кабинет технологии на экологическую безопасность и комфортный микроклимат. Для этого мы разделимся на 2 группы, в одной группе будет 5 человек, они будут проверять зону обработки и приготовления пищевых продуктов, в другой группе будет 7 девочек, они будут оценивать зону по обработке и ткани и других поделочных материалов. В конце мероприятия сравним полученные результаты и сделаем выводы.
Итак, приступаем к нашей проверке!
2 Этап проведения.
Первый шаг: выявление соответствия площади и объема помещения кабинета технологии санитарно-гигиеническим нормам.
При помощи рулетки измеряем длину, ширину и высоту учебного кабинета, вычисляем площадь и объем помещения по формуле:
• S = длина помещения / ширина помещения;
• V = S • h, где h – высота помещения.
Рассчитываем, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест):
• S = S : n , где n – количество посадочных мест в помещении.
Таким образом, чтобы воздух в помещении был хорошим, необходим достаточный объем и правильная вентиляция помещения. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 м3 воздуха.
Второй шаг: рациональность использования пространства помещения.
Проверим расстояние между рядами, партами и т.д. Для этого нам снова понадобиться рулетка.
1 Расстояние между рядами > 0,6 м
2 Расстояние от доски до первых парт 2,4-2,7 м
3 Удаленность последнего стола до доски не более 8,6 м
3 Расстояние от окон до парт не менее 0,5-0,7 м
4 Расстояние от задней стены до столов не менее 1 м
5 Высота нижнего края доски над полом 0,8-0,9 м
Третий шаг: оценка визуальной среды.
Мы будем оценивать цветовые решения различных объектов в кабинете технологии.
1 Отделка стен - обои должны быть гладкие, матовые, допускающие уборку влажным способом
2 Цвет стен - для выходящих на юг рекомендуются холодные тона, на север – теплые тона
3 Покрытие пола - без щелей, дощатое (выполненное из деревянных досок), паркетное или линолеумное
4 Потолок - белого цвета
5 Двери и рамы - белого цвета
6 Шторы - светлые тона, сочетающиеся с интерьером класса
7 Мебель - цвет натурального дерева / светло-зеленого
8 Доска - темно-коричневая / зеленая; рабочая поверхность ровная, прочно удерживает мел при написании текста, обеспечивает его легкое стирание.
Четвёртый шаг: оценка освещенности.
Оценивая освещённость, мы должны определить искусственное и естественное освещение, посчитать количество окон и ламп, находящихся в кабинете.
Пятый шаг: измерение температуры и относительной влажности воздуха в кабинете технологии.
Устанавливаем термометр и гигрометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола и 1,2 м от стены на 20 минут (термометр), 30 минут (гигрометр).
• Зимой оптимальная температура 18-20; (допустимая – 17-22;)
• Весной оптимальная температура 18-22; (допустимая – 17-23;)
• Осенью оптимальная температура 18-22; (допустимая – 16-23;)
• Оптимальное значение влажности воздуха – 30-50% (допустимое – 25-60 %).
Шестой шаг: оценка степени проветриваемости кабинета технологии.
Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен, чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки.
• Сосчитайте количество фрамуг, форточек; проверьте, все ли они открываются.
• Измерьте площадь всех открывающихся фрамуг и форточек и рассчитайте их общую площадь, например:1,5 x 2 = 3 м2.
• Рассчитайте отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий (по нормам это соотношение должно быть не более 50 (1:50), например: 54 : 4,5 = 1/12
Седьмой шаг: оценка степени озеленения кабинета.
Воздух оказывает существенное влияние на функциональную активность органов и систем. Для улучшения этих свойств используют комнатные растения. Сосчитайте, сколько растений расположено в кабинете, определите их ухоженность и рациональность размещения.
Таким образом, мы можем аттестовать кабинет технологии в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Для этого присвоим за каждый ответ «Да» 1 балл и 0 баллов за ответ «Нет».
1 На одного учащегося приходится не менее 2 м2
2 На одного учащегося приходится не менее 4 м3
3 Площадь открывающихся фрамуг и форточек не менее 1/50 площади пола
4 Площадь окон (без учета оконных переплетов) не менее 1/4-1/6 площади пола
5 Освещение класса левостороннее
6 Освещение класса левостороннее
7 Окраска стен соответствует ориентировке помещения
8 Температура воздуха не ниже 16 и не выше 25 Сº
9 Относительная влажность воздуха 30-60 %
10 Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам
11 Окраска рабочих мест гармонирует с окраской стен
12 Поверхности рабочих столов не имеют бликов
13 На передней и правой боковой стенах размещена значимая информация, которую можно прочесть с любого рабочего места учащегося
3 Этап подведения итогов.
После заполнения таблицы давайте сравним полученные результаты. Каждая группа рассказывает, какие результаты они получили.
Сделаем вывод: если кабинет оценивается менее, чем в 10 баллов, то значит не соответствует санитарно-гигиеническим нормам; если помещение набирает 11-12 баллов, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам и является основанием для выдачи наклейки «Проверенно Ревизорро».
Какие рекомендации мы можем дать кабинету технологии?
• Проводить регулярное проветривание помещения.
• Увеличить количество растений; не следует расставлять цветы на подоконниках, их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами; рекомендуемые цветы: герань, фикусы, каланхоэ душистое, алоэ древовидное, папортники и т.д.
• Производить тщательную ежедневную влажную уборку кабинета после окончания уроков, при отрытых форточках; один раз в месяц проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
• Оформить несколько «цветовых пятен» на стенах для зрительной разгрузки.
• Рассмотреть возможность установки в кабинете пластиковых окон как обеспечивающих качественную проветриваемость, температурный режим и шумоизоляцию.
4 Этап рефлексии.
На доске прикрепляется четыре «эмоциональных острова»: Радости, Грусти, Недоумения, Воодушевления, которые отражают эмоционально-чувственное состояние учащегося после мероприятия. Каждому учащемуся предлагается разместить наклейку «Проверено Ревизорро» на соответствующем острове.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока технологии для 6 класса. Уход за одеждой
Урок технологии в 6 классе. Юбки
Внеклассное мероприятие по технологии для девочек 5-6 классов
Интеллектуальная игра по технологии для девочек 5-6 классов