Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Количество часов в неделю – 0.5 часа, за год – 17 часов.
Составитель: учитель ОПК I КК Бузуверова Светлана Витальевна
Рабочая программа по Основам православной культуры для 5 класс составлена на основе:
- Закона РФ « Об образовании» от 29.12.12 № 273 – ФЗ.
- ФГОС ООО утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015года №1577.
- Учебника Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса издательства « Вентана-Граф» 2016г.
- Основная образовательная программа МКОУ Хрещатовская СОШ
- Учебного плана МКОУ Хрещатовская СОШ
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
• понимать и принимать личностные ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
• соблюдать основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
• способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
• определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
• излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
• устанавливать взаимосвязи между определённой светской и религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
• уважительному отношению к родителям, осознанному, заботливому отношению к старшим и младшим;
• культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
• основным нравственным и этническим понятиям;
• правилам поведения в обществе;
• умению осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанному построению речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
• формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
• самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формированию ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
• осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формированию целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
• строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
• делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
• договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях.
Содержание учебного предмета
Введение. Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей - гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Порядочность
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Совесть
Понятие совести. Совесть – важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть – «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Доверие и доверчивость
Доверие – важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль – способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство – высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость(толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убеждённость в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей – чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека – высшая ценность. Насилие в отношении детей – нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности – важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Тематический план
1 В мире культуры 2 часа
2 Нравственные ценности российского народа 7 часов
3 Религия и культура 5 часов
4 Как сохранить духовные ценности 2 часа
5 Твой духовный мир. 1 час
Итого 17часов
Календарно – тематическое планирование
1. В мире культуры - 2 часа
1 Величие многонациональной российской культуры
2 Человек – творец и носитель культуры
2. Нравственные ценности российского народа - 7 часов
3 «Береги землю родимую, как мать любимую»
4 Жизнь ратными подвигами полна
Темы проектов: «Герои – партизаны Великой отечественной войны», «Правнуки Победы о своих прадедах», «Герои Советского Союза – представители разных народов», «Место подвига в наше время».
5 В труде – красота человека
6 «Плод добрых трудов славен»
7 Люди труда
8 Бережное отношение к природе
9 Семья – хранитель духовных ценностей
Темы проектов: «Трудовые подвиги представителей разных народов России», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».
3.Религия и культура - 5 часов
10 Роль религии в развитии культуры
11 Культурное наследие христиан-ской Руси.
12 Культура ислама
13 Иудаизм и культура
14 Культурные традиции буддизма
4.Как сохранить духовные ценности - 2 часа
15 Забота государства о сохранении духовных ценностей
16 Хранить память предков
Темы проектов «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса»; «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей»; «Театр как источник знаний и нравственных ценностей».
5.Твой духовный мир. - 1 час
17 Твой духовный мир
Скачать Рабочие программы по основам православной культуры 5 класс

Рекомендуем посмотреть:

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ, 4 класс ФГОС
Русская лапта. Правила игры | Опыт работы учителя физической культуры. Формирование ЗОЖ у учащихся
Опубликовано: 2321 день назад (18 июля 2018)
Просмотров: 2088
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Злата Валерьевна Беляева # 31 июля 2018 в 15:19 +1
Светлана Витальевна, здравствуйте. Спасибо за предоставленный опыт. Ваш опыт будет безусловно полезен для коллег, которые начинают работать по ФГОС.
Светлана Витальевна Бузуверова # 10 августа 2018 в 15:13 0
Большое спасибо за комментарий.
Светлана Михайловна Шмигирилова # 3 августа 2018 в 10:57 +1
Очень полезный и содержательный материал. Будет полезен всем учителям, преподающим ОПК. Программа формирует уважительное отношение к своей Родине, к своей семье. Помогает усваивать основные нормы морали. Мой ГОЛОС!
Светлана Витальевна Бузуверова # 10 августа 2018 в 15:12 0
Огромное спасибо!