Праздник Самостояния как реализация детских проектов.
Автор: Панфилова Любовь Анатольевна, педагог дополнительного образования, педагог-психолог МДОУ «ДДК «Ровесник» г.Челябинска»
Краткое описание работы: Любой детский групповой праздник может быть подготовлен и проведен самими детьми. Организовать детей, предложив использовать метод проектов по предлагаемой ниже схеме, может любой учитель, педагог дополнительного образования и даже родитель. Мы предлагаем вниманию коллег-педагогов алгоритм подготовки к празднику, а также приемы развития основных навыков эффективного партнерского культуро опосредованного общения. Развитие таковых навыков, а также самостоятельности становится главным результатом участия детей в совместной досуговой деятельности.
Подготовка и проведение праздника Самостояния как реализация детских проектов
Опыт проведения подобных праздников для учащихся младшей школы и даже для дошкольников показывает, что подход к празднику как к «делу рук своих» создает уникальный шанс на становление адекватной самооценки участников, на укрепление дружеских связей в коллективе. Но мы все же во время подобных мероприятий делаем упор на целях использования ключевых фраз партнерского, доверительного, культуро опосредованного общения. Развитие этих навыков - ценнейшее, на наш взгляд, приобретение ребят во время праздников Самостояния.
Праздники Самостояния проводились автором как в платных развивающих центрах, так и в условиях общеобразовательной школы в рамках реализации программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.
Участники: учащиеся младшей школы, 2-4 класс.
Количество участников: 10-15 (возможно 25)
Основной целью данного мероприятия является оценка социально-психологических навыков воспитанников, которые они демонстрируют в процессе совместной досуговой деятельности, а также стимулирование младших школьников к развитию этих навыков.
Основные навыки и социально-психологические компетенции, которые предлагается продемонстрировать обучающимся во время подготовки и проведения праздника:
1. Продемонстрировать общеучебные и учебно-организационные навыки: сравнивать и анализировать, аргументированно доказывать свою позицию, организовывать по алгоритму обсуждение оценки своей и чужой деятельности.
2. Продемонстрировать навыки эффективного культурно-опосредованного общения: приветствие, прощание, привлечение внимания к себе и своим потребностям, в том числе обращаться за помощью ко взрослым и к сверстникам со словами «покажи, как» и т.д.
3. Продемонстрировать самостоятельность. Отвечать на вопросы: «Что я умею делать самостоятельно? Как я научился это делать: сам, с помощью друзей, с помощью взрослых?» Выражать благодарность за помощь и отвечать на слова благодарности: « Спасибо, что поддержал. – Всегда рад помочь». Использовать слова: «Сегодня не умею, завтра научусь». « Порадуйтесь со мною- я смог, получилось!- Ты молодец! – Спасибо, приятно!»
4. Продемонстрировать ответственность, умения принятия решений и связанных с ним результатов как следствие своих действий.
Подготовка к празднику.
Всякий раз праздник Самостояния, как мы его называем, приуроченный ли к празднованию Нового Года или ко Дню 8 марта, будет иметь свои особенности. Но основная структура подготовки к нему одинакова.
Используется подход ТРИЗа: составляется таблица, в левой вертикальной колонке которой сверху вниз пишутся элементы подготовки к празднику, а в правой горизонтальной - методы реализации этих элементов. На пересечении строчки и столбца отмечаются способы создания праздника.
Так, например, нашими ребятами
выделены следующие элементы праздника:
1. Приглашения на праздник,
2. Украшения кабинета (помещения),
3. Украшения, праздничные «отметинки» для одежды присутствующих,
4. Посуда или иные элементы сервировки и украшения стола,
5. Праздничные блюда (украшение блюд),
6. Праздничная упаковка для подарков,
7. Подарки,
8. Музыка,
9. Песни (частушки),
10. Стихи (в том числе смешные),
11. Танцы (танцевальные движения),
12. Игры.
13. Конкурсы,
14. Призы за участие в конкурсах.
Методами создания праздника, учитывающими степень самостоятельности, мы стали считать следующее: а) Создам своими руками, б) Использую помощь друга (родителей), в) Использую готовые элементы, подручные материалы (полуфабрикаты), г) Использую свое воображение, придумаю сам, д) Использую помощь книг, журналов (интернета), увижу или прочитаю, е) Пользуюсь готовыми вещами, созданными другими людьми.
Таким образом, на пересечении элементов и методов появляются способы создания праздника. Например, используя сочетания 1авг, мы создаем открытку-приглашение, вначале рисуя её проект, как нам наше воображение подскажет, а затем наклеивая на подготовленный (вырезанный, разукрашенный и т.п.) лист подходящие готовые картинки. А музыкальные фрагменты готовятся в основном сочетанием 8е. Хотя возможны и варианты 8а (самостоятельная игра на музыкальных инструментах), 8аб (семейный ансамбль), а также 8абв! Ведь можно использовать подручные предметы, постукивая по ним, отбивая такт, приглашая других участников поддержать этот импровизированный ансамбль!
Таблица помогает раскрыть потенциал воображения и самостоятельности.
Кроме того каждый из названных элементов праздника может быть дополнительно уточнен (разукрупнен), если есть необходимость вовлечения в его подготовку большего числа детей. Так, например, элемент «праздничные блюда, угощение» может стать проектами «чай», «бутерброды», «нарезка фруктов», «пирожные и их украшения» и т.д.
Важным положительным моментом можно считать решение задачи подготовки к празднику как реализацию метода проектов. Каждый из участников реализует свой проект (по личному выбору), и каждый проект, в свою очередь, является частью подготовки к праздничному действу. Естественным становится и выполнение условий праздника: использование детьми самых разных умений и социальных навыков, помогающих чувствовать личностный рост, осознавать себя как уважаемого, полноценного члена коллектива.
Создание любого элемента праздника может стать проектом для одного или сразу для нескольких школьников. Вот то же приглашение на праздник может быть двойным проектом: для разработки дизайна может быть отдано одному ребенку, а для создания оригинальной подписи - другому.
Важна искренняя заинтересованность педагога. Ведь ему приходится потратить много времени и сил на первичные консультации детей, выбравших своё направление работы в общем деле подготовки и проведения праздника. А затем еще и организовать веселое и непринужденное общее жюри, которое будет оценивать предложенные варианты.
Конечно же, важно обучать школьников использовать структуру подготовки проекта. Она проста, но соблюсти её каждому из участников непросто.
Напомним, что
проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование различных приёмов и способов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных научных или творческих областей. Творчество - вот то, что увлекает практически любого ребенка. Потому педагог предлагает найти элементы неожиданного или необычного в каждом отдельном проекте: если музыка, то - нестандартная (не расхожая «попса»), если посуда - пусть будут элементы оригами для создания вполне приличных для использования стаканчиков и тарелок, если украшения для стола, то – букеты, которые можно будет съесть (букеты из пряников и конфет).
У нас
каждый проект проходит пять стадий: информация, планирование (эскиз), разработка, продукт, презентация. Этап информирования об элементе праздника (в том числе возможны краткие исторические экскурсы) даст ответы на вопросы: Что это? Для чего, как помогает празднику? Когда, где и как использовался (можно привлечь свой жизненный опыт)? Как может выглядеть в разные времена и для разных целей? Хорошо также проговорить, что заинтересовало автора именно в том варианте, который он избирает.
Этап планирования представляет собой набросок желаемого результата. Разработка может проходить как в период подготовки к празднику, так и во время самого мероприятия. Например, в приводимом ниже сценарии праздника Самостояния все дети под руководством ответственного за посуду, делали себе стаканчики из бумаги прямо за столом и пили из них чай.
Употребление, использование самого продукта проекта совпадает во времени с этапом презентации. Так авторы проекта кратко, в 5 предложениях, описывают свои действия по поиску информации и отвечают на основные вопросы (см.выше). А все участники праздника отвечают на вопросы педагога и голосуют, поднимая руки, за предложение учителя: Это было интересно? Это было полезно? Кто - за то, чтобы поставить высокий балл? Высший балл? Наивысший балл? Почему? Презентацию можно, конечно, подготовить как слайдовый показ и использовать на классном часе «Мы и наши проекты». Но не во время самого праздника. Например, презентация «Чай и чайная церемония» стал прекрасной самостоятельной темой одного из классных часов.
Приведем пример - разработку праздника Самостояния, приуроченного ко Дню именинника.
Сценарий Праздника Самостояния.
Цель: Дать оценку навыков общения, уровня самооценки, который зависит от работы на успех и от восприятия успеха, а также помочь обучающимся самостоятельно оценить динамику этого развития.
Оборудование: бумага А4 (листов приготовить раза в 3 больше, чем количество участников), скотч, степлер, набор цветной бумаги, клей канцелярский, стихи в конвертах, мыло, средство для сухой очистки рук, салфетки гигиенические, спиртовая настойка, фрукты, конфеты, пряники, чай для заваривания, чайник, нож, разделочная доска, овощечистки по количеству участников, куклы-варежки, мяч средний, гитара, звуковоспроизводящая аппаратура (переносная мини-колонка), мешочки, пуговицы, иголка с ниткой (все – по количеству участников), проектор.
Ход праздника.
1. Дети готовятся войти в зал. Приветствие за дверью помещения. Каждый из участников выбирает себе пару и с именным приглашением в руках входит в школьный кабинет с расставленной по периметру кабинета, у стен, мебелью - столами и стульями.
2. Постановка целей: Что я умею делать самостоятельно? Чему бы я хотел научиться у других?
Ведущий (педагог):
- В вашем приглашении сказано, что вы должны чему-то здесь, на празднике, научиться. А чему ты вообще хочешь научиться? Лови мяч, если хочешь научиться тому, что скажу.
Проводится игра, где дети ловят (или пропускаю между рук) мяч.
Ведущий:
-Чему хочешь научиться? Много лениться?(бросает одному из участников мяч) - хорошо учиться? - кашу есть? - мимо стула сесть? - красиво и правильно говорить? - быстро уроки учить? - каркать и кричать? - красиво рисовать? - строить дома? - готовить как повара? - в доме чисто прибирать? – на гитаре играть?- свои носки стирать? – посуду мыть? – родных любить?
Подведем итог: много что мы уже умеем, еще большему будем учиться.
Вот как, например, родных любить?
Ребята предлагают способы выразить свою любовь, ведущий добавляет, что можно просто сказать слова: Спасибо, что ты есть! Эти слова можно сказать и другу. Прямо сейчас произнеси их для одного человека из присутствующих.
3.
Ведущий:
- Начинаем праздник Самостояния. Можно его назвать и Праздник обучения. Любое обучение проходит через этапы: «Сделаю и покажу», «Сделаем вместе», «Сделай как я», «Сделай сам и даже еще лучше!» Вот, например, кто умеет быстро и оригинально сделать открытку, приглашающую на праздник?
Автор проекта «Приглашение-открытка» презентует её на суд участников. Все дружно читают открытку, рассматривают, слушают автора открытки, его краткую презентацию своего продукта. Автор проекта предлагает улучшить вид открытки из имеющих материалов, ребята, следуя его указаниям, выполняют «апгрейд» приглашения. Затем голосуют все, откликаясь на приглашение педагога.
Ведущий:
- А кто умеет быстро сделать праздничный веселый колпак? Ответственный показывает, ребятам раздается подручный материал, все делают колпачок или два (могут одеваться как два «уха»).
Педагог предупреждает: - Если что-то не получается быстро, используй слова просьбы «Помоги, пожалуйста!». Засекается время, оценивается лучший результат. А тот, у кого колпак «сшит не по-колпаковски», произносит фразу «Пока - не очень получилось, но постараюсь и получится!». Проводим голосование-оценку автору за проект.
Ведущий:
- Кто знает, как очистить руки перед едой? Достаем и раздаем самые невероятные предметы и оборудование. Автор-ребенок рассказывает об эксперименте, где доказано, что лучшее средство для удаления с рук грязи и микробов - мыло с водой. Проводим голосование-оценку.
Ведущий:
- Кто умеет делать букет из конфет и пряников? Обучай! Делаем, пробуем. Автор учит аккуратно насаживать на палочки для суши формовочные пряники и конфеты в обертках. Устанавливаются «букеты» в заранее подготовленные устойчивые вазочки. Проводим голосование-оценку.
Ведущий:
- Кто умеет делать из бумаги экспресс-стаканчик, из которого можно запросто пить горячий чай? Обучай! Ответственный за оригами показывает, все дети просят помочь, а он отвечает «Всегда рад помочь!» Дети делают себе стаканчик и вазочку для пряников. Проводим голосование-оценку.
Ведущий:
- Кто умеет заваривать чай? Ответственный за этот проект, обучает. Рекомендуем приготовить чай заранее, чтобы он уже был готов. А для показа использовался один маленький чайник. Обучаем ребят технике безопасности- добавлять холодную чистую воду, чтобы не обжечься. Проводим голосование-оценку.
Ведущий:
- Кто умеет сделать красоту из фруктов и прочих продуктов? Ответственный за эстетическую чистку и нарезку фруктов показывает, обучает. Дети себе делают, очищают яблоко и апельсин, пробуют. Проводим голосование-оценку.
Ведущий:
- Кто умеет быстро пуговицу пришить? Ответственный показывает разные способы быстрого прикрепления пуговицы на ткань (в том числе и неожиданный способ- с обратной стороны ткани ухватить пуговицу булавкой или скрепкой, если пуговица с «ушком»). Ребята пришивают пуговицы на петельку своего мешочка для подарков. Проводим голосование-оценку. Причем, оценивать здесь можно как интересную оригинальную идею, так и пользу для каждого участника.
Ведущий:
- Кто умеет говорить слова «Прости, был не прав!»? или «Ладно, прощаю, с кем не бывает!» А слова «Спасибо, что был рядом?»
Рефлексия: Что понравилось? Чему научился? Чему научил других? Кого хочется отметить словами «Спасибо, что был рядом!» и пожать руку?
Ведущий:
- Кто умеет частушки петь? Ответственный презентует эту грань песенного русского творчества. Проектор на стене высвечивает три частушки про класс, ребята, глядя на текст, поют. Проводится оценка.
Ведущий:
- Кто умеет танцевать? А показать-научить сможешь? Ответственный за танцевальные движения кратко рассказывает о гопаке, показывает простые движения, танцуют все. Проводится оценка.
Ведущий:
- А кто стихи смешные знает? Ответственный за стихи раздает четверостишия и куклы-рукавички, предлагая ребятам прочитать стихи с неожиданными окончаниями от имени персонажа-игрушки. Например, каркая, как ворона в руке, или рыча, как щенок-варежка.
Ведущий:
- А кто умеет на гитаре играть? А научить? Педагог сама берет в руки гитару, показывает, как играть простую песенку и предлагает желающим взять на гитаре простой аккорд, напевая при этом «В траве сидел кузнечик».
Далее все вместе поют песню под аккомпанемент гитары педагога «Ты да я, да мы с тобой».
4. Самооценка. Ребятам предлагается ответить на вопрос «На сколько ты был сегодня успешен?». Отвечают ребята, используя разведение рук в стороны, и, чем успешнее, тем дальше руки друг от друга. «А на сколько твои сверстники были сегодня успешны? А кто был самым интересным среди них, на твой взгляд? Чей проект понравился тебе больше всего? Почему?». Выслушиваем ответы. Награждаем аплодисметами.
5.
Ведущий:
- Есть ли у вас ощущение, что вы стали чуточку умнее, культурнее, научились чему-то, чего раньше не очень умели? Порадуйте нас, назовите такие умения, которыми вы можете гордиться (порадоваться). Ребята называют. Краткое подведение итогов праздника и общее пожелание успехов. Предлагаем пожать руку друзьям со словами: «Хорошо, что был рядом».
Заключение.
Итак, все цели достигнуты. Интерес представляет рефлексия ребятами своих умений и навыков. Самооценка отмечается как «адекватная» и «адекватно высокая» у всех без исключения детей, что подтверждает достижение цели праздника. Подобные праздники Самостояния создают условия «личностного роста» для каждого ребенка, поэтому этот рост и отмечается всеми ребятами.
Литература:
1. Басаргина Д.В., Семенова Т.В. Игры в тренинге.Любимые рецепты успешного тренера. –СПб:Речь, 2010. -174с.
2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум/рекомендовано Департаментом общего среднего образования МО РФ. –Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1999.- 121с.
3. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей –М.: ТЦ»Сфера», 1998. -128с.
4. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. –М.: Генезис, 2000. -112с.
5. Анна Пономаренко Детский день рождения. Как организовать и провести детский праздник дома.
6. Перечень конкурсов для детей от 1 до 13 лет. Подборка призов за конкурсы.
7. Этапы работы над проектом. Инфоурок /ведущий образовательный портал России.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника в доме детского творчества: Ярмарка ремёсел
Сценарий праздника для детей "Покров Пресвятой Богородицы"
День пионерии. Сценарий мероприятия
Итоговый концерт в центре детского творчества