Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по экологии в детском саду. Подготовительная группа

Занятие по экологии в ДОУ: «Приключение Домовёнка в лесу». Старший дошкольный возраст
Программное содержание: Закрепить понятие лес – сообщество животного и растительного мира. О роли леса для человека. Уточнить и расширить представление детей о приспособленности животных разных классов к зимним условиям существования. Упражнять детей в умении сравнивать и определять животных по моделям. Сформировать понятие «Этажи леса». Развивать логическое мышление, внимание, доказательную речь. Активизировать словарь; учить образовывать притяжательные прилагательные. Воспитывать бережное отношение к живой природе, стремление помогать птицам, зверям зимой.
Методические приёмы: словестные, загадки, вопросы, беседы, уточнения.
Наглядные: картинки, модели, дидактические игры.
Ход занятия.
Воспитатель: Загадывает загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
- Чудеса увидишь в нём.
- О чём эта загадка?
Дети: О лесе?
(Раздаётся чихание, шорох).
Воспитатель: Ой, ребята к нам кто – то пришёл (появляется Домовёнок)
Домовенок: Здравствуйте, ребята. Я, Домовенок Кузя. Услышал ваш разговор о лесе. Мой друг старичок о Лесовичок давно приглашал меня в гости. И сегодня я решил все - тики навестить его. За детским садом много деревьев – там лес. (Я нарисовал в подарок Лесовичку картинки о лесе и деревне).
Воспитатель: Дети, а вы видели за детским садом лес? Надо рассказать Домовенку, как узнать лес? Иначе он не найдёт. Давайте с помощью картинок составим лес для Домовенка. Что растёт в лесу? Выбирайте со стола все картинки растений, (дети выбирают).
- Какие деревья растут в лесу?
- Получился ли у нас лес?
- Почему
- Что растёт в лесу?
- Куда поселим кусты? (рядом с деревьями)
- Куда поселим грибы, ягоды, цветы? (поддеревьями, цветы на полянку)
- Зачем они лесу?
Домовенок: Ну всё, я понял, хороший лес получился. Воздух чистый.
Воспитатель: Получился лес? Почему?
Дети: Нет, нужно поселить животных.
Воспитатель: Какие насекомые живут в лесу? (муравьи, кузнечики, жуки, бабочки, божьи коровки, гусеницы). Зачем они лесу? (служат кормом птицам, опыляют растения, для красоты, божьи коровки поедают тлю, муравьи – гусениц).
Домовенок: Ну теперь лес готов, спасибо, я пойду гулять.
Воспитатель: Что будет, если в лесу будут жить одни насекомые? (они съедят лес). Что же делать?
Дети: поселить птиц.
Воспитатель: Какие птицы живут в лесу?
Дети: Кукушка, дятел, синичка, скворец, сова.
Домовенок: Хорошо теперь в лесу, птички поют, бабочки летают. Хорошо, что хоть звери в зоопарке живут. Можно смело идти в лес.
Воспитатель: Прав ли Домовенок? Расскажите, какие звери живут в лесу. Найдите картинки и расселите зверей. Посмотрите, что у нас получилось? (Лес). Как можно рассказать Домовенку, что же такое лес? (Выслушиваются ответы детей).
Домовенок: Понял, только теперь я в лес не пойду. Сколько там насекомых, еще искусают. Уберите насекомых, тогда пойду.
Воспитатель: Может, и в самом деле убрать насекомых? (дети доказывают, что без насекомых леса не будет) (не будут расти цветы, не будет корма птицам. Они улетят).
Домовенок: Ну, тогда хоть деревья вырубите, а то я заблужусь (дети объясняют, почему нельзя рубить деревья).
Домовенок: В лес я теперь все равно не пойду? Ничего там хорошего нет.
Воспитатель: Так ли это? Почему растения и животные любят лес? Почему люди любят лес?
Дети: В лесу приятно бывать, наблюдать за растениями и животными. Лес – дом для растений и животных. Человек щедро использует дары леса. Он собирает гробы, ягоды, лекарственные растения, ходит на охоту. Из древесины деревьев изготавливает много предметов.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что случится, если все леса исчезнут с лица Земли?
Игра: «Что сделано из дерева?» (убираем все предметы, сделанные из дерева).
Домовенок: Что то пусто стало в комнате.
Воспитатель: Но самое главное, лес вырабатывает кислород, которым мы с вами дышим. Без кислорода человек не сможет дышать, а значит, не сможет и жить. Не даром говорят: «Лес – легкие нашей планеты!».
Домовенок: Я хочу побольше узнать о лесе, и вы ребята должны мне помочь.
Воспитатель: Хорошо, мы приглашаем тебя с нами в путешествие в сказочный лес.
Но вначале давайте вспомним, какой бывает лес?
Словестная игра «Назови лес»
1. Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес… (хвойный);
2. Если дубы и осины – лиственный;
3. Если растут ели, берёзы, дубы – смешанный;
4. Если в роще растут берёзы – берёзовая роща;
5. Если одни клёны – кленовая роща;
6. Если одни дубы – дубовая роща;
7. Если одни сосны – сосновая роща;
8. Если одни осины – осиновая роща.
Воспитатель: А вот и лес. Но почему - то в лесу так тихо.
- Какое сейчас время года? (осень)
- Какой месяц? (ноябрь)
- Почему неслышно пения птиц?
- Не видно насекомых?
- Как вы думаете, когда зверям в лесу живется легче летом или зимой?
- Почему? (рассуждение детей).
Воспитатель: Никого не видно в лесу.
Домовенок: Я пока шел по лесу успел увидеть и зарисовать некоторых животных, а кто это не пойму?
Игра: «Чья – Чьё?».
Воспитатель: Да испугались нас звери, попрятались. А Домовенку так хочется побольше узнать о них. А у нас сказочная полянка в лесу. Давайте сами расскажем о зверях леса. А помогут нам карточки – модели.
Вокруг себя обернись
В лесного жителя превратись!
(Дети выдирают карточку и рассказывают о животных)
(Превращаются в лесного зверя).
Составление рассказов «Похвалились звери».
Воспитатель в конце рассказов дополняет, что же поможет животному пережить зиму.
Воспитатель: А некоторым животным помогает прятаться от врагов их окрас. Кто это? (белка, заяц).
Показ модели маскировки.
Физминутка: «Зайка».
Воспитатель находит корзину с припасами
- Кто же её мог оставить (рассматривают содержимое).
Игра: «Кому что?» (Почему нет угощений лисе, волку?).
Дети: Хищники, охотятся на других зверей.
Домовенок: Много вы знаете о жизни зверей в лесу. Но все равно в лесу легко заблудиться: нет, не улиц, не номеров домов, кто, где живёт не ясно.
Воспитатель: Дети хорошо знают, где живет каждое животное.
Словестная игра: «Где, чей, дом?» (с мячом) (белка живёт в дупле, заяц под кустом и т.д.)
Воспитатель: А еще у каждого растения и животного есть свой этаж. Ученые называют их ярусами. Садитесь и послушайте.
Макет «Этажей леса» (воспитатель рассказывает).
Домовенок: Да много я узнал сегодня в нашем сказочном лесу.
Воспитатель: А мы сейчас узнаем, как вам всем запомнилось.
Словестная игра: «Кто живёт в родном лесу?».
Воспитатель: Я буду называть разных животных, а вы выбирать только тех, кто живёт в наших лесах. В России. Если живут, хлопайте в ладоши, если нет, не хлопайте. Белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил,
кашалот, волк, верблюд, морж, медведь, слон, обезьяна.
- Вот Домовенок, сколько ты полезного узнал о лесе сегодня.
Домовенок: Да, спасибо ребята, теперь я приду летом, в настоящий лес навещу своего друга Лесовичка.
А сейчас пора возвращаться в детский сад, а то без меня беспорядок будет.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о лесе:
«Лес – богатство и красота, берегите леса!».
«Много леса – не губи, мало леса – береги, нету леса – посади».
«Враг природы тот – кто леса не бережет».
А еще нарисуйте дома рисунки о лесе, и мы их подарим Домовенку.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД «В гостях у Лесовичка» для детей старшей - подготовительной группы Летнее развлечение с водой для детей младшей группы. Сценарий Беседа с детьми средней группы на тему: Охрана природы Экологическая беседа в подготовительной группе. Красная Книга
Опубликовано: 1362 дня назад (25 августа 2018)
Просмотров: 585
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Алла Сергеевна Патрина # 25 августа 2018 в 18:44 +1
Здравствуйте, Виктория Александровна! Кузька- мой любимый сказочный герой. Тоже часто использую этот персонаж в своей работе с дошкольниками. Мне понравилась Ваша разработка, голос.