Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование и активизация музыкально-слуховых представлений у детей

Из опыта работы педагога ДМШ. Статья по методике преподавания "Формирование и активизация музыкально-слуховых представлений"
Формирование и активизация музыкально-слуховых представлений – одно из условий воспитания интереса у начинающих учащихся на уроках фортепиано.
На первоначальном этапе обучения игры ни фортепиано целью развитие интереса к музыке, её понимания, эмоционального отношения к ней является: слушание музыки, формирование и активизация музыкально-слуховых представлений, а также организация двигательного аппарата на слуховой основе.
На первых занятиях при знакомстве с учеником мы распознаём его музыкальные данные.в дальнейшем мы можем проследить динамику развития этих данных. Но сначала идет накапливание музыкального опыта, музыкально-слуховых представлений, развивается чувство ритма и слуха.
С первых шагов обучения игры на фортепиано в центре внимания педагога должны быть такие задачи как: воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, глубокое внимание к развитию творческого восприятия музыкальных образов, формирование и развитие воображения на исполняемую или прослушанную музыку, воспитание сознательного отношения к исполнению. Слушание музыки является важнейшим средством прямонаправленным на воспитание этих качеств.
На первоначальном этапе слушать музыку для начинающих учащихся – задача не простая. Воспитание интереса и желание у учащихся исполнить что-то самим во многом будет зависеть от того, каким образом будет организовано слушание музыки. Очень важно развивать способность воспринимать музыку активно. Если ребенок не настроен на слушание музыки, если его мысли переключаются с одного на другое – такое не приносит пользы. Активное же слушание воспитывается последовательно, путем перехода от простых элементов к более сложным. Необходимо обращать внимание на образное сравнение и сопоставления, развивать ассоциативное восприятие и творческое мышление, развивать способность анализировать исполняемые или прослушанные произведения.
При формировании этих качеств очень важно обеспечить правильный подбор музыкального материала для слушания. Произведения должны пробуждать интерес к музыке на основе их красочного и контрастного характера образного содержания и доступного для понимания ученика.
Сначала перед учеником ставятся простые задачи: определить характер прослушанной музыки. Какое можно было бы дать название произведению? Что напоминает исполнение этой музыки? Что можно делать, слушая «эту» музыку? Далее задания постепенно усложняются. Можно ученику предложить нарисовать словесную художественную картину. Что он может себе представить во время слушания и определить, что в характере самой музыки соответствует сделанному им описанию. Далее возникают более сложные вопросы: вслушаться в ритм, услышать динамическое и тем новое разнообразие, возможные контрасты, определить кульминацию.
Такого рода задания и вопросы активизируют внимание учащихся и повышают эмоциональное восприятие, а также способствуют развитию самостоятельного творческого мышления. Всё это и ведёт к развитию интереса к познанию музыки. В этом плане рассмотрим примеры работы с детьми. Ученице Оле и ученице Наташе на первых уроках было предложено прослушать два разнохарактерных произведения: «Болезнь куклы» П.И. Чайковского и «Вальс» П.И. Чайковского. Было определено задание: определить характер прослушанных произведений, какое можно было бы дать им название и что хотелось бы делать под музыку, слушая то и другое произведение.
Девочки слушали внимательно и обе сразу заметили различие в настроении обоих произведений. Первое произведение они определили как грустное, жалобное, похожее на грустный рассказ. Второе же произведение они сразу определили как танцевальную музыку, назвав его «вальс». В дальнейшем на вопросы о ритме, динамике и красках в музыке они не могли ничего сказать. В дальнейшем путём наводящих вопросов, путём сравнений и различных ассоциаций у девочек пробуждалась бо̀льшая активность, что подводило их к самостоятельному осмыслению прослушанной музыки и к её творческой переработке. На одном из дальнейших уроков были предложены: для слушания «Утешение» Тактакишвили и «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского. Ученица Наташа определила первое произведение как «колыбельную песню». Она отметила, что музыка красивая, душевная, плавная, мягкая, ей представилось, что как будто поёт чей-то голос.
Девочка Оля, прослушав второе произведение, дала ему определение как танцевальное, подвижное и весёлое. Также она отметила, что оно состоит из двух частей. Первая часть более спокойная, звучит нежно, а вторая часть подвижная, весёлая. Также девочка обратила внимание на динамику. В первой части музыка звучит негромко и более спокойно, а во второй части – громче и ярче. Также девочка отметила и разнообразие штрихов. Если в первой части музыка звучит более плавно – на легато, то во второй части приобретает отрывистое, острое звучание – на стаккато.
Слушание музыки необходимо проводить, на мой взгляд, еженедельно, да и не только на первоначальных уроках, но в лучшем случае в течение первых двух лет обучения на инструменте. Во время слушания у учащихся вырабатывается способность воспринимать звуковой образ, эстетически переживать прослушанную музыку. У них вырабатывается своё собственное отношение к музыке.
Слушание музыки – это первый этап в музыкальном обучении. Это очень важный этап, когда у учащихся формируются, развиваются и обогащаются музыкально-слуховые представления, запечатлённые в конкретном воплощении, являются основой зарождения музыкального мышления и началом накопления его музыкального опыта. Формирование и развитие музыкально-слуховых представлений является одним из важнейших условий воспитания интереса к музыке. Именно музыкально-слуховые представления дают возможность развитию осмысленного, самостоятельного и творческого отношения к музыке. Воспитание интереса к музыке может быть достигнуто также путём кропотливой работы по развитию слуха.
Нередко дети со слабовыраженными слуховыми данными теряют интерес к музыке, если первая попытка пропеть простейший музыкальный мотив оканчивается неудачей. В этом случае именно педагог, занимающийся индивидуально с ребенком, должен проявить достаточно терпения и такта.
Развитие слуха и умение пропевать простейшие мелодии возможны при наличии способности дифференцирования звуковысотных звуков. В свою очередь это связано в наибольшей степени с такими умственными операциями, как сравнение, сопоставление, узнавание и различение. В работе необходимо использовать упражнения в различных регистрах и звуков по высоте. Например, звучание низкого регистра на фортепиано можно сравнить с звучанием какого-либо другого низкого инструмента, предположим, виолончели или контрабаса. А если вслушаться в голоса природы, то звучание низкого регистра может напомнить нам низкий голос медведя или льва. Верхний же регистр может напомнить нам звучание какого-либо высокого инструмента, например, скрипки. А если сравнить звуки верхнего регистра с голосами природы, то скорее всего эти звуки напомнят нам высокий голос птиц.
Наиболее эффективным методическим приемом является различение направления движения мелодии. Можно использовать графическую запись движения мелодии. В большинстве случаев это вызывает живой интерес у учащихся. Движение звуков по высоте вверх (как по лесенке) обозначим стрелочкой вверх. И наоборот, движение мелодии или звуков по высоте вниз (по лесенке вниз) – стрелочкой вниз. Если мелодия движется вверх, мы как бы поднимаемся вверх на горку. Если же движение мелодии направляется вниз – то мы спускаемся с горки вниз.
Общий охват всего комплекса звуков в их звуковысотной и ритмической характеристике способствует целостному восприятию мелодии, подводит учащихся к основной закономерности – закономерности движения.
Таким образом, в дальнейшем запись мелодии органически связана с представлениями детей о звуковысотной её характеристике: если звуки звучат высоко, то и ноты пишутся высоко на верхних линеечках. Если мелодия поднимается постепенно вверх, то и ноты пишутся постепенно выше на нотоносце. Такая форма занятий интересна для детей. Это пробуждает их активное осмысливание, а не формальное заучивание нот на нотном стане.
Музыкально-слуховые представления являются также основой формирования двигательных приемов и навыков. Реальной основой двигательного аппарата на слуховой основе является характер и окраска звучания, как средства передачи художественного смысла. Даже такое короткое задание, как исполнить один-два звука вполне конкретного содержания представляет собой сложный психический процесс, требующий анализа и обобщения. Здесь работа начинается с представления учащимся характера звучания, а далее следует поиск нужных движений, соответствующий музыкально-слуховым представлениям.
Возьмем такой пример. Педагог исполняет на фортепиано мелодии мягкого, певучего характера. Предлагает ученице подобрать её по слуху. Ученица Оля на вопрос: «Какая мелодия по характеру?». Дала верный ответ: «Мелодия плавная, грустная, похожа на песню». Ей было предложено подобрать мелодию. Девочка быстро справилась с заданием, но во время игры ей не удавалась плавность в исполнении. Работа над звуком шла по пути поиска качества звучания, характера мелодии. После некоторых указаний учителя на осмысленное оперирование музыкально-слуховыми представлениями, девочка находила соответствующие движения и стала играть значительно лучше. Такой метод занятий направлен на воспитание сознательного творческого отношения к процессу исполнения на инструменте.
С большой осторожностью следует относиться к переходу и игре по нотам, так как игра по нотам представляет для детей известную трудность.
Нотная запись вводится лишь при условии, когда у ученика выработано достаточно ясное звуковое представление и когда процесс чтения нот может быть осуществлен по принципу: зрительное восприятие – слуховое представление – двигательные импульсы. Очень важно, чтобы слуховые представления предшествовали усвоению нотной записи, а нотные знаки выступали как символы ранее усвоенных звуковых сочетаний. Нотный знак должен вызывать представление звука, а не клавишу.
Одновременно с введением нотной грамоты и игры по нотам необходимо воспитывать и развивать у учеников умение представлять, без предварительного проигрывания, «внутренним слышанием», характер простейших мелодий, путем анализа нотного текста и пропеванием «про себя». Мысленная работа над текстом должна начинаться с «разведки глазами». Основное в этом процессе – понимать читаемое «про себя» и уметь предвидеть дальнейшее развитие музыкальной мысли. «Разведка глазами» тесно связана со смысловой догадкой. Здесь проявляется аналитико-синтетическая деятельность. Мысленное предугадывание выступает как синтез, а тонкое различение гармонических и мелодических сочетаний и отдельных интонаций выступает в форме анализа.
Важно, что анализ и синтез проходят не только в слуховой, но и в двигательной сфере. Сознание вначале направлено на осмысление нотного текста, а затем воплощается в двигательное представление. При этом взаимосвязь слуховых и двигательных представлений настолько тесна, что осуществляется почти непроизвольно.
В ходе развития умение «внутреннего слышания» текста важно идти от целостного восприятия музыкальной пьесы к работе над отдельными её деталями, что наиболее интересно для детей и дает плодотворный результат.
Работа, идущая по плану, осознать характер пьесы, её темы, осмыслить её мелодический и ритмический рисунок. Продумать штрихи в пьесе и соответственно представить движение, какими она будет исполняться, без всякого сомнения, будет способствовать грамотному и профессиональному развитию учащихся. Очень важно не забывать о том, что воспитание интереса на начальных уроках фортепиано может быть достигнуто направленностью обучения на воспитание эмоциональной отзывчивости и творческого восприятия музыкальных образов. Следует всегда помнить о том, что формирование музыкально – слуховых представлений играет важнейшую роль в воспитании сознательного отношения в обучении игры на инструменте.

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Опубликовано: 1341 день назад (13 сентября 2018)
Просмотров: 520
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!