Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа дополнительного образования. Кружок в начальной школе

Программа дополнительного образования "Ступеньки словесного творчества". Кружок "Клуб грамотеев"
1. Паспорт программы
Наименование программы: «СТУПЕНЬКИ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Основания для разработки программы: Система дополнительного образования школы
Разработчик программы: Сергеева Наталья Александровна, учитель начальных классов
МАОУ «Школа №79 им. Н.А. Зайцева»г. Нижнего Новгорода
Участники программы: Коллектив учащихся 1-4 класса
Цель программы: Развитие способности к словотворчеству и способности грамотно выражать свои мысли
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие и слух, мелкую моторику руки
- развивать познавательные способности, интеллектуальные качества
- развивать инициативу, самостоятельность, творческие способности
- развивать интерес к русскому языку, внутреннюю мотивацию к его изучению
- снять психологическую инерцию
- развивать творческое воображение, креативность мышле-ния
Срок реализации: 4 года ( с 1 по 4 класс)
Этапы реализации
1) пропедевтический ( 1-ый год)
Цель занятий первого года обучения :
- подготовить учащихся к усвоению норм и правил русского языка, формировать умение правильно выражать свои мысли в устной форме посредством игровых приёмов работы
- развивать наглядно- действенное мышление
2) основной ( 2-3 года обучения)
Цель занятий второго-третьего года обучения :
-развивать познавательные и творческие способности учащихся
- формировать у учащихся в игровой занимательной навыки грамотного письма, развивать умение правильно выражать свои мысли в устной (составление рассказа, коллективной сказки и т.д.) и письменной (написание сочинения –миниатюры, продолжения или начала какой-либо истории и т. д.) форме.
- формировать предпосылки развития причинного мышления
3) заключительный ( 4-ый год обучения)
Цель занятий четвёртого года обучения :
- развивать внутреннюю мотивацию к изучению русского языка
- совершенствовать способности к словотворчеству и умение грамотно выражать свои мысли
-развивать творческое воображение, креативность мышления, а, значит, сформировать устойчивую способность к словотворчеству.
- раскрыть творческий потенциал, креативные возможности младших школьников
Перечень приоритетных мероприятий:
Игровые программы по русскому языку
Ломоносовская предметная неделя наук
Творческие конкурсы по русскому языку
Выпуск газеты «Солнечные зайчики» (1-4 класс)
Проекты в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку
Ожидаемые конечные результаты:
К концу 1 года обучения (пропедевтический период):
- у учащихся должен скорректироваться (развиваться) фонематический слух: дети должны уметь различать на слух и при произнесении похожие звуки, схожие по звучанию слоги и слова, уметь дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные, уметь соотносить и различать слова по звуковому составу и произносить их с правильным ударением
- учащиеся должны уметь правильно определять недостающую в слове букву и узнавать букву по её части, составлять и читать слоги в заданном направлении, составлять слова из слогов, уметь дополнять слог до слова, правильно составлять слова из букв за-данного слова, соотносить буквенный и звуковой набор одного и того же слова, уметь преобразовывать слова путём замены од-ной буквы другой, добавления ( исключения) одной буквы из слова
- учащиеся должны уметь определять границы слов в предложе-нии умение составлять предложение из набора слов, вставлять пропущенное или убирать лишнее слово, соединять две части предложения, уметь понимать оттенки, схожих по смыслу пред-ложений
- учащиеся должны в достаточной мере освоить орфограммы, изучаемые в 1классе, у учащихся должно развивать умение заме-чать ошибки в словах и исправлять их
- у учащихся должны развиться в достаточной мере зрительная и слуховая, а также смысловая память, зрительное и слуховое восприятие, устойчивость и объём внимания, операции мышления ( анализ , синтез и т. д.)
- у учащихся должно развиться в достаточной мере активное, действенное воображение
- у учащихся должен активизироваться словарный запас, они должны уметь подбирать слова в рифму, сочинять коллективно и индивидуально стихотворные двустишия, уметь сочинять не-большие истории по подобию, придумывать начало или конец истории

К концу 2 года обучения (основной период):
-у учащихся должны получить новый виток развития смысловая память, устойчивость , объём и переключение внимания
- у учащихся должно совершенствовать умение правильно вставлять пропущенные слоги в слова, а также умение составлять и записывать слова из 2-3 слогов
- учащиеся должны овладеть написанием слов с орфограммами , изучаемыми во 2 классе, а также должны овладеть письмом с «окошками» или «лесенками (а\о) » сложных ( трудных по написанию) слов
- учащиеся должны овладеть умением образовывать однокоренные слова, различать семьи однокоренных слов, схожих по смыслу или написанию
- у учащихся должно совершенствоваться умение подбирать слова в рифму, умение сочинять двустишия (четверостишия) с заданными словами, умение сочинять коллективно или индивидуально небольшие сказки по определённым правилам
- у учащихся должен активизировать словарный запас развиваться лингвистические и логические способности
- у учащихся должно развиваться воссоздающее воображение с помощью ТРИЗовских приёмов
- у учащихся должна совершенствоваться устная и развиваться письменная речь, нестандартность мышления, логические операции

К концу 3 года обучения (основной период):
-у учащихся должна развиваться словесная и ассоциативная па-мять, произвольность, переключение и объём внимания
- у учащихся должно совершенствоваться умение правильно расставлять слоги в сложных по слоговой структуре словах, а также составлять и записывать слова из 4-5 слогов
- у учащихся должно сформироваться умение правильно писать слова с орфограммами, изучаемыми в 3 классе
- учащиеся должны уметь правильно образовывать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов, развивать умение образовывать семью однокоренных слов из 4-6 слов, разбирать слова по составу
- учащиеся должны уметь правильно использовать в словосоче-таниях, предложениях и текстах изученные части речи
- у учащихся должны формироваться лингвистические и логиче-ские способности
- у учащихся развиваться умение писать двустишия и четверостишия на предложенную рифму, совершенствоваться умение подбирать слово в рифму, умение сочинять небольшие сказки или истории по определённым правилам, учащиеся должны понимать , каким образом можно изменить поведение героев, мотивацию их поступков, сюжетную линию произведения
-у учащихся должно развиваться творческое воображение, совершенствоваться устная и письменная речь, нестандартность мышления

К концу 4 года обучения (заключительный период)
В результате воплощения данной программы у детей должен (ы):
- развиться познавательные процессы ( память, внимание, мышление), внутренняя мотивация к изучению русского языка
- развиться фонематический слух и лингвистическое чутьё, а, значит, должно сформироваться умение грамотно выражать свои мысли
- развиться творческое воображение, нестандартность, а, значит, должна сформироваться устойчивая способность к словотворчеству.
- раскрыться творческий потенциал, креативные возможности

Пояснительная записка.
I. Введение
Детям дошкольного и младшего возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи - явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретённый опыт не являются стимулирующим фактором в начальном освоении речи.
Младшие школьники любознательны, восприимчивы, они тянутся ко всему новому, необычному, в них ещё не погас огонёк « словотворчества», который зажёгся в дошкольном возрасте. У большинства ребят младших классов бурная фантазия, они на ходу придумывают истории, пытаются их записать… И тут начинаются первые трудности. Ребята 6-7 лет записывают слова так, как слышат, по-тому что не осознают разницы между звуком и буквой. И чаще всего у них вместо интересной истории, которую они только что сочинили устно, получается бессмысленный набор малопонятных слов и фраз , потому что они не знают орфограмм русского языка, а языковое чутье развито лишь у единиц из сотни детей. Первые неудачи быстро охлаждают пыл « словотворчества». Ребёнок боится выразить свои мысли на листе бумаги, без особого интереса пишет сочинения и изложения, положенные по программе начальной школы.
Поэтому возникает проблема, как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Как в занимательной форме научить его выражать грамотно свои мысли. Наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует ребёнка, повышает интерес к результату. И особенно коллективная игра. Практика показывает, что совершенно необходимо как можно чаще учащихся младших классов ставить в позицию автора, давать возможность выразить свои мысли, чувства, эмоции, ответить на волнующие вопросы.
Необходимо, чтобы игра развивала у маленького ученика познавательные процессы: внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, воображение, а также мелкую моторику и координацию движений рук. Одним словом всё то, что поможет ему красиво и правильно изложить свои мысли.
Целью предложенной мной программы является раскрытие и обоснование того факта, что развитие у младших школьников способности к словотворчеству и способности грамотно выражать свои мысли способствует в дальнейшем не только лучшему усвоению русского языка, но и раскрытию творческого потенциала детей.

II. Цель, задачи программы дополнительного
образования
Цель: Развитие способности к словотворчеству и способности грамотно выражать свои мысли
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие и слух, мелкую моторику руки
- развивать познавательные способности, интеллектуальные качества
- развивать инициативу, самостоятельность, творческие способности
- развивать интерес к русскому языку, внутреннюю мотивацию к его изучению
- снять психологическую инерцию
- развивать творческое воображение, креативность мышления

III. Основные особенности данной программы
1. Ориентация на развитие потенциальных способностей ребёнка, его интереса к предмету.
Вся система предлагаемых игровых заданий пересмотрена таким образом, чтобы наряду с развитием орфографической зоркости, ученики эффективно продвигались в развитии фонематического восприятия и слуха, познавательных способностей. С самых первых за-нятий ребятам предлагаются различные игры и задания, которые требуют от них творческого участия (найти «ловушку», внимательно послушать, придумать, найти, составить, выбрать, нарисовать и т. д.), а также игровые задания, которые развивают не только ум, но и волевые качества, чувства, мотивы деятельности.

2. Организация процесса занятий основывается не только на общедидактических, но и следующих специфических принципах:
- принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка предполагает , что учитель использует во время учебно - воспитательной работы на уроках и во внеурочной деятельности по русскому языку такие методы и приёмы, подбирает и составляет такого рода упражнения, игровые задания, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Набор их может быть различен, но в количественном плане- не менее четырёх. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.
- принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков и кружковых занятий, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.
- принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

3. Ориентация на данные исследований детского творчества, позволяющие выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:
- наглядно- действенное (формируется к 5- 7годам)
- причинное ( формируется к 8-10 годам)
- эвристическое( формируется к 12-14 годам)
Фантазия большинства детей на первой стадии развития творческого мышления ещё очень ограниченна. Дети мыслят слишком реалистично и не могут оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Хотя, необходимо отметить, что есть дети с очень бурной фантазией, но она в тоже время чаще всего бессистемна и сумбурна. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно- действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов и систематизация оригинальных решений каких- либо ситуаций.
Изучение познавательной деятельности детей показывает , что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети , читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. Исследовательская активность детей на этап6е причинного мышления характеризуется двумя качествами:
- ростом самостоятельности мыслительной деятельности
- ростом критичности мышления.
Благодаря самостоятельности ребёнок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно- следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Благодаря осознанию правил и законов, их творчество становится более, логичным, правдоподобным. Но с другой стороны, критичность может помешать творчеству. Чтобы этого избежать используются различные методы и приёмы. Например, приём образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным.

IV. Ожидаемый результат
К концу 1 года обучения (пропедевтический период):
- у учащихся должен скорректироваться (развиваться) фонематический слух: дети должны уметь различать на слух и при произнесении похожие звуки, схожие по звучанию слоги и слова, уметь дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные, уметь соотносить и различать слова по звуковому составу и произносить их с правильным ударением
- учащиеся должны уметь правильно определять недостающую в слове букву и узнавать букву по её части, составлять и читать слоги в за-данном направлении, составлять слова из слогов, уметь дополнять слог до слова, правильно составлять слова из букв заданного слова, соотносить буквенный и звуковой набор одного и того же слова, уметь преобразовывать слова путём замены одной буквы другой, добавления ( исключения) одной буквы из слова
- учащиеся должны уметь определять границы слов в предложении уме-ние составлять предложение из набора слов, вставлять пропущенное или убирать лишнее слово, соединять две части предложения, уметь понимать оттенки, схожих по смыслу предложений
- учащиеся должны в достаточной мере освоить орфограммы, изучаемые в 1 классе, у учащихся должно развивать умение замечать ошибки в словах и исправлять их
- у учащихся должны развиться в достаточной мере зрительная и слуховая, а также смысловая память, зрительное и слуховое восприятие, устойчивость и объём внимания, операции мышления ( анализ , синтез и т. д.)
- у учащихся должно развиться в достаточной мере активное, дей-ственное воображение
- у учащихся должен активизироваться словарный запас, они должны уметь подбирать слова в рифму, сочинять коллективно и индивиду-ально стихотворные двустишия, уметь сочинять небольшие истории по подобию, придумывать начало или конец истории

К концу 2 года обучения (основной период):
- у учащихся должны получить новый виток развития смысловая память, устойчивость , объём и переключение внимания
- у учащихся должно совершенствовать умение правильно вставлять пропущенные слоги в слова, а также умение составлять и записывать слова из 2-3 слогов
- учащиеся должны овладеть написанием слов с орфограммами , изучаемыми во 2 классе, а также должны овладеть письмом с «окошка-ми» или «лесенками (а\о) » сложных ( трудных по написанию) слов
- учащиеся должны овладеть умением образовывать однокоренные слова, различать семьи однокоренных слов, схожих по смыслу или написанию
- у учащихся должно совершенствоваться умение подбирать слова в рифму, умение сочинять двустишия ( четверостишия) с заданными словами, умение сочинять коллективно или индивидуально небольшие сказки по определённым правилам
- у учащихся должен активизировать словарный запас развиваться лингвистические и логические способности
- у учащихся должно развиваться воссоздающее воображение с по-мощью ТРИЗовских приёмов
- у учащихся должна совершенствоваться устная и развиваться письменная речь, нестандартность мышления, логические операции мышления

К концу 3 года обучения (основной период):
-у учащихся должна развиваться словесная и ассоциативная память, произвольность, переключение и объём внимания
- у учащихся должно совершенствоваться умение правильно расставлять слоги в сложных по слоговой структуре словах, а также составлять и записывать слова из 4-5 слогов
- у учащихся должно сформироваться умение правильно писать слова с орфограммами, изучаемыми в 3 классе
- учащиеся должны уметь правильно образовывать однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов, развивать умение образо-вывать семью однокоренных слов из 4-6 слов, разбирать слова по со-ставу
- учащиеся должны уметь правильно использовать в словосочетаниях, предложениях и текстах изученные части речи
- у учащихся должны формироваться лингвистические и логические способности
- у учащихся развиваться умение писать двустишия и четверостишия на предложенную рифму, совершенствоваться умение подбирать слово в рифму, умение сочинять небольшие сказки или истории по определённым правилам, учащиеся должны понимать , каким образом можно изменить поведение героев, мотивацию их поступков, сюжетную линию произведения
- у учащихся должно развиваться творческое воображение, совершен-ствоваться устная и письменная речь, нестандартность мышления

К концу 4 года обучения (заключительный период):
В результате воплощения данной программы у детей должен (ы):
- развиться познавательные процессы ( память, внимание, мышление), внутренняя мотивация к изучению русского языка
- развиться фонематический слух и лингвистическое чутьё, а, значит, должно сформироваться умение грамотно выражать свои мысли
- развиться творческое воображение, нестандартность, а, значит, должна сформироваться устойчивая способность к словотворчеству.
- раскрыться творческий потенциал, креативные возможности

Учебно – тематический план.
Программа содержит три периода:
1) пропедевтический ( 1-ый год)
Цель занятий первого года обучения :
- подготовить учащихся к усвоению норм и правил русского языка, формировать умение правильно выражать свои мысли в устной форме посредством игровых приёмов работы
- развивать наглядно- действенное мышление

2) основной ( 2-3 года обучения)
Цель занятий второго-третьего года обучения :
- развивать познавательные и творческие способности учащихся
- формировать у учащихся в игровой занимательной навыки гра-мотного письма, развивать умение правильно выражать свои мысли в устной (составление рассказа, коллективной сказки и т.д.) и пись-менной (написание сочинения –миниатюры, продолжения или начала какой-либо истории и т. д.) форме.
- формировать предпосылки развития причинного мышления

3) заключительный ( 4-ый год обучения)
Цель занятий четвёртого года обучения :
- развивать внутреннюю мотивацию к изучению русского языка
- совершенствовать способности к словотворчеству и умение грамотно выражать свои мысли
- развивать творческое воображение, креативность мышления, а, зна-чит, сформировать устойчивую способность к словотворчеству.
- раскрыть творческий потенциал, креативные возможности младших школьников
Скачать Программа дополнительного образования "Ступеньки словесного творчества" (кружок "Клуб грамотеев")

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия кружка "Развитие речи", 1 класс Методическая разработка кружка в начальной школе «Хомус» Вводное занятие кружка в начальной школе с презентацией по теме: Оригами Учебно-методическое обеспечение занятий кружка в начальных классах
Игры для младших школьников на развитие двуполушарного мышления, внимания, памяти
Опубликовано: 1848 дней назад (1 ноября 2019)
Просмотров: 11432
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!