Упражнения для развития двуполушарного мышления. Начальная школа
Зарядка для ума
«Ладонь, кулак, ребро»
Выполняются три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Упражнение делаем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала выполнить упражнение в медленном темпе, а затем с ускорением. Делаем упражнение, сидя за столом.
«Лезгинка»
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении
прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется. Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.
"Ухо-нос"
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.
«Колечки»
Очень быстро по порядку перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Сначала можно попробовать на одной руке, а затем уже одновременно на обеих.
«Живот-макушка»
Упражнение включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. Одновременно стучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности.
Разработаны комплексы упражнений для развития полушарий мозга, которые значительно улучшают те или иные качества человека. Вот некоторые популярные варианты с краткими описаниями:
1. Рисуй двумя руками
Понадобится пара ручек и листок бумаги. Нужно одновременно обеими руками рисовать геометрические фигуры, цифры, буквы. Кажется, что упражнение достаточно простое, однако на практике мало у кого получается выполнить его с первого раза.
2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
3. Упражнение «дирижер». Для его выполнения нужно в свободное время представить себя дирижером оркестра, включить музыку и поднять обе руки до уровня плеч, чтобы одна находилась немного ниже другой. В таком положении одновременно вырисовывать в воздухе вертикальный знак бесконечности: правой рукой от середины знака совершать движения вправо и вверх, левой – влево и вверх. Далее повторить все в обратном порядке.
4. Гимнастика, помогающая разгрузить одно полушарие от монотонной работы и активизировать другое.
Понадобится лист бумаги формата А4, на котором рисуются две ровные четкие линии в виде горизонтального символа «Х». Лист повесить на уровне глаз и, глядя на него, выполнять следующие действия:
— доставать левым локтем до правого колена и наоборот, держа спину прямо, сделать 6 подходов для каждой стороны;
— касаться левым локтем левого колена и наоборот, спину также не сгибать, количество повторений равно предыдущему.
5. Упражнение «Образы». Удобно сядьте и закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своём дыхании: дышите глубоко, с каждым вдохом всё более успокаиваясь и сосредотачиваясь на собственных ощущениях. Вдыхайте и выдыхайте легко, свободно. Почувствуйте, что вам тепло, уютно, комфортно и вы вдыхаете чистый, свежий и прохладный воздух. Так вы успокаиваетесь и настраиваетесь для нового вида деятельности. Теперь кто-то из взрослых будет медленно зачитывать слова, которые нужно почувствовать, ощутить максимально реалистично. Сосредоточьтесь на содержании слов. Проговаривайте слова про себя и представляйте услышанное в своём воображении.
Вначале зрительные образы: банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.
Далее – слуховые образы: шум моря, звук движущегося трамвая, звуки фортепиано, звон колокольчика, порывы ветра, падающие капли, чириканье воробьёв, эхо, шёпот.
Телесные образы: поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.
И в конце – обонятельные и осязательные образы: аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.
6. Упражнение «Пословицы». Кто-то из взрослых загадывает какую-либо хорошо знакомую всем пословицу или поговорку и пытается объяснить молча, невербально (только с помощью мимики и жестов), что он загадал. Ребенок угадывает. Потом – меняемся ролями.
7. "Скорая помощь"
Объясняется порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
1. А Б В Г Д
Л П П В Л
2. Е Ж З И К
В Л П В Л
3. Л М Н О П
Л П Л Л П
4. Р С Т У Ф
В П Л П В
5. Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
Развитие концентрации внимания.
1. Найди букву.
Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит "быть внимательным" и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Инструкция. В течение 1минуты нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные.
Аист прилетел ко мне на крышу,
Он в клюве букву А держал,
Ах! Шептал он еле слышно,
Как же эта буква хороша!
Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом, а также специальные листы с набором букв.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "Л" (можно указать любую букву)
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п., все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация.
Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками.
2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.
3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
2. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца.
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т. д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Развитию концентрации внимания служит также игра "Зеркало", в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).
3. "Найди слово в слове".
Написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
4. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин., показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. Пример задания
Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных.
II. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
1. Игра "Заметь все".
Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить ребенку перечислить все предметы (или картинки), которые он запомнил.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить ребенку определить, какие предметы переложили.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить ребенка называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы ребенок перечислил их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).
2. Игра "Ищи безостановочно".
За 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу ребенок начинает перечисление.
3. «Снежный ком»
По правилам игры надо хорошо запомнить слова и повторить все слова по порядку предыдущих игроков и назвать своё слово
4. «10 слов»
Взрослый произносит вслух 10 слов, ребенок запоминает, затем повторяет в произвольном порядке.
5. «10 картинок»
Взрослый показывает 10 картинок, ребенок запоминает, затем повторяет названия предметов, которые были нарисованы, в произвольном порядке.
III. Тренировка распределения внимания.
Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.
1. "Каждой руке - свое дело".
Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
2. Счет с помехой.
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
3. Чтение с помехой.
Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.
4.Упражнение на тренировку распределения внимания.
Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.
Виды заданий на развитие внимания на уроках.
1. Набор чисел для работы в паре. «Кто быстрее покажет и назовёт числа по порядку»
7 9 2 3 1 8 5 4 6 10 1 вариант
6 8 1 3 2 10 7 4 9 5 2 вариант
- Найдите числа по порядку от 1 до ….., называя их вслух.
Затем, можно продолжить работу по этим таблицам со всем классом:
- Найти сумму (разность) чисел 1 и 2 строки:
3 числа в 1-ой строке и 4 числа в нижней строке и т.п.;
- Числа 1 строки увеличить, уменьшить на…,
2. Графические диктанты.
Под диктовку двигаться по клеткам в заданных направлениях.
3. Игра «Что забыл нарисовать художник ?»
4. Копирование по клеточкам.
5. Угадывание по описанию (с опорой на числовой ряд)
- Что это за число? На один больше пяти.
- Сосед восьмёрки справа. А слева?
- На два меньше трёх. А на один больше?
- На два меньше количества людей в квартете. А на три больше, чем в дуэте?
- Сосед тройки справа. А четвёрки слева?
- На один меньше, чем дней в неделе. На пять больше, чем месяцев во времени года.
6. Расстановка чисел в определённом порядке.
- Расставьте числа каждого ряда в порядке возрастания:
3 8 6 1 7 2 9
10 4 6 5 1 8 2
5 2 4 9 1 7 11
7. Игра «Числа»
Участники игры находятся в кругу.
условия игры: ведущий предлагает участникам игры посчитать вслух от 1 до 30, причем числа, содержащие, например, цифру 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Побеждает тот, кто остается последним.
8. Тесты бабушки Шошо
9. Развитие ребенка Генератор заданий. Практические задания
10. Числовые лабиринты
Рекомендуем посмотреть:
Игры на уроках декоративного рисования, 3 - 4 класс
Развлекательно – игровая программа для младших школьников
Игры-эстафеты в группе продленного дня
Конспект занятия в игровой форме для младших школьников
Похожие статьи:
Конкурсы и игры к 8 марта для детей
Игры для развития внимания детей
Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Игры для развития воображения от 4 до 10 лет
Игровая программа для младших школьников