Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей подготовительной группы ДОУ. Обучение детей рассказыванию по картинке

Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.

Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что некоторые дети имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден). Другие дети в рассказах допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; (словарный запас достаточно широкий). И лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет достаточный словарный запас).

Картинки — материал, исключительно приспособленный к тому, чтобы стимулировать к составлению рассказов. Представленные на картинке предметы, объединены определенной логической ситуацией, определенным, за себя говорящим взаимоотношением. Языковая задача, этого вида рассказывания – уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказывания, подвести к практическому усвоению некоторых понятий. Содержание картинки, предназначенной для составления рассказа, должно руководить мыслью ребёнка, облегчать работу воображения и опираться на жизненный опыт ребёнка, на запас его представлений. Этот вид рассказывания, сложнее, чем рассказ – описание, так как вместо реального предмета, воспринимаемыми многими органами чувств, ребёнок только зрением воспринимает отраженные образцы предметов или сюжет в зримых образах. При этом не ощущает объём предмета, а реальная его величина воспринимается в сравнении с другими предметами.

Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
Основные этапы работы с картинкой:
1. Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение.
“Кто больше назовет живых предметов?”,
“Кто больше назовет неживых предметов?”,
“Кто больше увидит?” (ребенок называет изображенные на картинке предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала).
“Кто самый внимательный?” (дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку.)

2. Нахождение связей между объектами на картинке.
Педагог, соединяет линией два предмета:
“Расскажи, как связаны между собой объекты, которые я соединяю линией?”
“Кто лучше запомнил? (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи).
“Закрой глаза и представь, что ты попал в картинку. Что ты слышишь?”
“Пройди по картинке, дотронься до предметов, которые тебе попадаются на пути. Что ты почувствовал?”
“Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”
“Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
Работа с предложением.
Рассказы по серии сюжетных картинок.
Рассказы по картинкам, имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок, помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия, педагог посредствам вопросов направляет внимание ребёнка на процесс развёртывания действия, то затем ребёнок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составление рассказов по картинкам - способствует уточнению значений, известных ребёнку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

При обучении детей с ОНР описанию предметов, ставятся следующие задачи:
Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.
Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.
Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.
Такое обучение осуществляется поэтапно и включает в себя основные виды работы:
подготовительные упражнения к описанию предмета;
формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
описание предметов по основным признакам;
обучение развернутому описанию предмета;
подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

Эффективность работы по развитию связной описательной речи зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
а) систематичность проведения;
б) распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;
в) подчиненность заданий выбранной цели;
г) чередование и вариативность упражнений.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей младшей группы ДОУ Консультация для родителей. Как познакомить ребёнка с родным городом Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей Консультация для родителей детского сада. Воспитание сказкой

Похожие статьи:

Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

Упрямый ребенок. Как его воспитывать

Конспект НОД в детском саду в подготовительной группе «Государственные символы России»
Автор: Алла
Опубликовано: 2283 дня назад (23 сентября 2018)
Просмотров: 2810
Рубрика: консультация
+1
Голосов: 1
Оксана Александровна Малышкина # 27 сентября 2018 в 10:14 0
Здравствуйте Алла. Действительно современные дети с большим трудом способны пересказать понравившийся сюжет сказки или рассказа. У них не хватает словарного запаса.И Ваш материал возможно поможет многим преподавателям.Тем более сейчас очень много проводится дополнительных экзаменов основанных на речевых навыках ученика.