Опыт работы педагога дополнительного образования. Критерии эффективности профориентационной работы.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути.
Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности учащихся совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.
Профориентация произошло от лат. Profession – род занятий и фр. Orientation — установка. Proftest, Proforientation выявляет род деятельности, профессию. Один из видов устаревшего профтестирования — ДДО, Дифференциально-диагностический опросник Климова. В профориентации Климова все профессии делятся на пять типов: Человек-природа, Человек-человек, Человек-художественный образ, Человек-техника, Человек-знак.
Обучение по профориентационной программе позволят выявить индивидуальные психологические качества личности, определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.
Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание и изучение психофизиологических особенностей учащихся. Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников.
Цель профессиональной подготовки на основе современных воззрений определена нами следующим образом: сформировать готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательность и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.
Основные ее задачи непосредственно связаны с целями общественно-полезной деятельности современной молодёжи.
Именно она решает следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах, по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.).
На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.
В настоящее время также возросла роль имиджа в профессиональной деятельности. При любом общении с собеседником либо с аудиторией мы себя предъявляем, рекомендуем, представляем – а значит самопрезентуем.
Самопрезентация личности необходима для того, чтобы найти своё социальное место в обществе, для повышения самооценки, профессионального успеха, для демонстрации чувства своей уникальности и толерантного отношения к отдельной личности, группе людей, определённой среде.
Существует значительный перечень профессий, успешность в которых зависит от сформированности привлекательного имиджа. Особенную значимость имидж имеет в системе профессий типа «человек-человек». Для того, чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, необходимо овладеть навыками самопрезентации.
Поэтому все занятия должны происходить в виде семинара-тренинга , где происходит чередование - изложение проблемного материала, его обсуждение, а также закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.
К особенностям занятий по профориентационной программе можно отнести следующее:
- использование видеоаппаратуры для записи эпизодов тренинга;
- использование учебных видеоматериалов;
- выдача вспомогательных печатных материалов (образцы листков самопрезентации, перечни необходимых упражнений и пр.) и материалов, репрезентирующих ситуацию семинара-тренинга.
Важно понимать, что в распоряжении педагога имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения.
Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.
В каждом методе профориентации есть свои плюсы и минусы. Гораздо надежнее комплексный метод, сочетающий в себе лучшие качества многих теорий и методик профориентации.
В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.
В заключении хотелось бы сказать, что основная цель профессионального воспитания в системе дополнительного образования — это формирование личности, отвечающей требованиям современного производства и социального прогресса, обладающей высокими, нравственными и профессиональными качествами.
Список используемой литературы
1. Климова Е.А. Как выбирать профессию./ Климова Е.А. - М.: Просвещение, 1986. – 187 с.
2. В. Кобзева «Самопрезентация в публичном выступлении» //журнал «Кадровые решения», сентябрь, 2006.
Рекомендуем посмотреть:
Рабочая программа элективного курса «Человек и выбор профессии» 9 класс
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании. Из опыта работы
Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с родителями
Сотрудничество с родителями в системе дополнительного образования