Методическая разработка учебной викторины «За семью печатями» с применением информационных технологий
Целевая аудитория: учащиеся, студенты образовательных организаций (в примере викторина предназначена для студентов высшего учебного заведения, прошедших курс «Психологическое консультирование» или «История психологии»). Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по пройденному материалу через игровую деятельность. Дополнительные цели: проверка знаний, всестороннее изучение материала. Задачи:
1. Закрепить пройденный материал.
2. Сформировать умение обобщения материала.
3. Развить логичность мышления учащихся.
4. Развить навык групповой работы (при групповой форме проведения). Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).
Условия проведения:
1. Необходимые требования. Педагогу для разработки викторины требуются основные навыки работы в программе «Презентация Microsoft PowerPoint». В создании викторины подробно расписано, как создать слайды для викторины. При правильном создании презентации, у участников викторины есть возможность ответить на вопросы, выбрав ответ (кликнув в презентации), который считает верным. После этого участник сразу увидит верно или неверно он ответил: при верном ответе он переходит на следующий вопрос, при неверном ответе он возвращается на этот же вопрос. 2. Форма проведения. Викторина может быть реализована:
- в индивидуальной форме: каждый учащийся за своим компьютером,
- в групповой форме (одна викторина на группу): класс/группа делится на несколько подгрупп, трансляция викторины идет с общего компьютера (проектора), каждой группе предназначен свой вопрос («печать»), количество вопросов («печатей») подготавливается в зависимости от количества подгрупп (чтобы каждой подгруппе досталось одинаковое количество вопросов),
- в групповой форме (несколько викторин на группу): класс/группа делится на несколько подгрупп, у каждой подгруппы трансляция викторины идет со своего компьютера, у каждой подгруппы своя тема викторины со своими вопросами («печатями»). 3. Основание – метод индукции. В основе данной викторины лежит метод индукции – процесс логического вывода на основе перехода от частных положений к одному общему. Участникам викторины предлагаются несколько частных вопросов («печатей») (разных видов), участники, угадывая верные варианты, приходят к выводу о герое викторины (тематике викторины). 4. Типы вопросов викторины. В викторине можно использовать различные типы вопросов: определить соответствие, выбрать определение, вставить пропущенное слово, решить упражнение и т.д. Также можно использовать вопросы в формате воспроизведения видео и аудио материалов. 5. Тематика. Викторина может быть подготовлена по разным темам и учебным дисциплинам. Примерами «героев викторины» могут служить деятели науки (Физика, Химия и т.д.), авторы произведений (Литература), исторические личности (История), страны (География) и т.д. 6. Инструкция викторины. Герой викторины – известная личность (страна, произведения, страны и т.д. в зависимости от тематики). На протяжении викторины будут сообщаться новые факты о герое викторины, открывая «новые печати», но не называя его имени (названия). «Печати» присуждаются за правильные ответы на промежуточные вопросы в каждом из семи туров викторины. В конце викторины мы раскроем личность героя викторины. 7. Оборудование. Компьютер или ноутбук (один или на каждого учащегося/подгруппу в зависимости от формы работы), проектор (при групповой форме), мышь компьютерная. 8. Соответствие требованиям: соответствует эстетическим (упорядоченность графических и изобразительных элементов викторины, оформление легко воспринимаемое и общедоступное), эргономическим (учитывает возрастные и умственные особенности заявленной целевой аудитории, оптимальный темп предоставления информации, свободный режим использования при индивидуальном прохождении викторины), дидактическим (доступность предоставляемой информации, систематичность и последовательность информации, визуализация материалов) требованиям. 9. Подведение результатов викторины.
- В индивидуальной и групповой (несколько викторин на группу) форме – это самостоятельная проверка в игровой форме своих знаний каждым участником.
- При групповой форме (одна викторина на группу) побеждает в викторине подгруппа, набравшая больше правильных ответов («печатей»).
Создание викторины «За семью печатями» в программе «Презентация Microsoft PowerPoint»
Пример викторины для студентов высшего учебного заведения, прошедших курс «Психологическое консультирование» или «История психологии».
1. Открываем программу Презентация Microsoft PowerPoint» (рис. 1).
Рис. 1. Начало работы с программой Презентация Microsoft PowerPoint»
2. Создаем первый титульный слайд (рис. 2). Вставляем название викторины и подходящее изображение.
Рис. 2. Пример первого титульного слайда
3. На втором слайде прописываем инструкцию согласно тематики викторины (рис. 3).
Рис. 3. Пример слайда с инструкцией
4. Создаем слайд с вопросами («печатями») и вариантами ответов.
- В текст слайда вставляем вопрос.
- Вставляем надписи с вариантами ответов: Вставка / Надпись. Для выделения ответа цветом можно воспользоваться функцией Заливка. Для этого необходимо нажать на правую кнопку мыши и выбрать цвет заливки Надписи (рис. 4).
- Расставляем вопрос и ответы на слайде. Для визуализации можно добавить подходящее изображение (рис. 5).
Рис. 4. Создание слайда с вопросом и ответами
Рис. 5. Вариант оформленного слайда
5. После слайда с вопросом добавляем 2 слайда с вариантами решений: «Верно!» и «Не верно!» (рис. 6). Должна получится следующая последовательность слайдов, представленная на рис. 7.
Рис. 6. Пример с вариантами решений
Рис. 7 Верная последовательность слайдов
6. Делаем гиперссылки от вариантов ответов на варианты решений (рис. 8, 9). От правильного ответа ставим гиперссылку к варианту решения «Верно!», от неверных ответов делаем гиперссылку к варианту «Не верно!».
- Правой кнопкой нажимаем на надпись с вариантом ответа.
- Выбираем Гиперссылка
- Слева выбираем «Место в документе». Выбираем слайд из имеющихся на ссылку с решением (верно или неверно). При выборе слайда, он отображается в просмотре в этом же окне. Нажимаем кнопку Ок.
То же самое делаем для других ответов.
Рис. 8, 9. Процесс создания гиперссылок
7. Делаем гиперссылки от вариантов решений («Верно!», «Не верно!»). Делаем гиперссылки от надписи «Верно!» к следующему слайду с вопросом (рис. 10), а от надписи «Не верно!» делаем гиперссылки обратно на слайд с тем же вопросом (рис. 11).
Рис. 10. Создание гиперссылки от варианта решения «Верно!» к слайду со следующим вопросом
Рис. 11. Создание гиперссылки от варианта решения «Не верно!» обратно к слайду с вопросом
8. Последний вопрос викторины – это перечисление вариантов героев викторины (рис. 12). При выборе верного ответа открывается слайд с информацией о герое (делать гиперссылку) (рис.13).
Рис. 12. Пример слайда с перечислением героев викторины
Рис. 13. Пример слайда с героем викторины
Презентация на тему: Викторина «За семью печатями»
Добрый вечер!
Ваша методическая разработка викторины очень полезна, особенно для тех, кто мало или не всегда успешно владеет информационными технологиями!
Все очень подробно описано и понятно!
Спасибо за такое грамотное и необходимое в работе пояснение!