Конспект занятия в подготовительной группе. Откуда новый год к нам пришел?
Цель: познакомить детей с историей и традициями возникновения праздника, новогодней елки, обычаев; уточнить и закрепить представления у детей о традициях встречи Нового года в разных странах.
Задачи: расширять представления детей об истории возникновения праздника, воспитывать уважение к традициям русского народа
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, художественная литература, музыка, физическая культура, безопасность, здоровье, познание.
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, двигательная.
Планируемые результаты: соотносит особенности жизни животных и растений в зимний период; имеет представление о праздновании Нового года и традициях этого праздника; эмоционально реагирует на музыкальные и литературные произведения.
Материал и оборудование: посылка, письмо,
музыкальное сопровождение (красивая музыка, детские новогодние песенки);
презентация – сопровождение к рассказу о празднике;
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей
Организационный момент:
(Дети с воспитателем входят в группу, на столе находят посылку. Воспитатель берет ее в руки и обращает внимание детей на посылку).
- Ой, ребята, посмотрите кто-то нам прислал посылку. Она тяжелая! Посмотрим что здесь? Письмо. Сейчас мы посмотрим, что нам написали. Ребята, да это загадка! Отгадаем загадку? Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (Зимой)
2.
Беседа о зиме: (Воспитатель задает детям вопросы о зиме, в это время звучит аудиозапись: «Зимняя – вьюга»)
- Какое у нас время года на улице?
- Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему?
- Какими словами можно сказать о зиме? (Белоснежная, зимушка-зима, холодная, морозная, заснеженная..) Слайд 1.
- А кто мне скажет, какой первый месяц зимы? (Декабрь)
- В народе этот месяц называют «студень», «студеный» от слова «стужа». (Закрепить слова с детьми)
- Какой праздник приближается? (Новый год)
-Как празднуют этот праздник в ваших семьях (рассказы детей)
(Дополнить ответы детей: новый год наступает, когда стрелки часов станут на цифре 12 и кремлевские куранты пробьют 12 раз)
Слайд 2.
В некоторых семьях принято разрисовывать мебель. На стекле или зеркале изображают гуашью символ наступающего года, Деда Мороза со Снегурочкой и какую-нибудь зимнюю картинку.
В некоторых семьях пекут пирожки с сюрпризами - в один пирожок кладется монетка, другой печется соленым, третий сладким. Тот, кому достанется пирожок с монеткой в следующем году разбогатеет, владельца соленого пирожка ждут испытания, а сладкого – веселая, сладкая жизнь.
- Ребята! А почему наряжают хвойное дерево, а не березу тополь или какое другое? (ответы детей)
-А знаете ли вы откуда пришла эта традиция?
- (рассказ воспитателя)
Слайд 3.
Ставить в доме ёлку под Новый год придумали немцы. Во времена язычества ель у них считалась главным деревом, а после крещения она стала символом Рождества. Целыми семьями люди ходили в лес, зажигали свечи у самой высокой красавицы, выпивали и пели песни.
Слайд 4. А в России «Ёлкина история» началась 20 декабря 1699 года, когда Пётр I повелел день «новолетия» отмечать 1 января. В своём указе он предписал: «По улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе… стоять тому украшению января в первый день». Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки….
Физкультминутка: «Снежок»
«Становитесь все в кружок. Будем мы играть в снежок». Воспитатель бросает снежок детям по очереди и задает вопросы по содержанию занятия.
Вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Как называется месяц?
- Как в народе еще называют месяц декабрь?
- От какого народа к нам перешла традиция наряжать елку?
- Где немцы наряжали елку?
- Кто в России ввел празднование Нового года 1 января?
- Что еще он приказал делать в новогоднюю ночь?
- Где сначала устанавливали елочное дерево россияне?
- Кто является главными героями на празднике? (дед Мороз и Снегурочка)
Слайд 3. (дед Мороз и снег)
(Прошу всех сесть на места)
- Откуда к нам приезжает дед Мороз? (ответы детей)
- (рассказ воспитателя) Сохранилось много разных сказок и легенд о Морозе – хозяине снежных полей и лесов, который приносит на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением – Мороз Иванович.
В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Со временем он подобрел, его характер изменился, он стал приносить подарки детям в новогоднюю ночь.
Слайд 5. Резиденция Деда Мороза.
Современная резиденция Деда Мороза находится в городе Великий Устюг. Перед Новым годом Дед Мороз разбирает письма, которые в огромных количествах приходят к нему, придумывает оригинальные подарки и развлечения для детей.
- А кто же такая Снегурочка? (ответы детей)
- (рассказ воспитателя) Слайд 6. Снегурочка – внучка деда Мороза, считается, что она сделана из снега. Она помогает ему проводить с детьми игры, конкурсы, танцевать, раздавать подарки.
Как празднуют Новый год в других странах (ответы детей)
-
Слайд 7. (рассказ воспитателя) Как известно, в каждой стране и у каждого народа есть свои национальные традиции, относящиеся, в том числе, и к отмечанию различных праздников. Иногда среди таких традиций встречаются очень экзотические, необычные и экстравагантные. Давайте посмотрим, как отмечают Новый год в других странах мира?
Слайд 8. Жители Индии украшают себя белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами, а дома – оранжевыми флагами. В Индии на крышах домов зажигают маленькие огоньки; подарки для детей кладутся на специальный поднос. Утром детям закрывают глаза и подводят к этому подносу
Слайд 9. В Китае обливаются водой в тот момент, когда другие произносят в их адрес новогодние пожелания счастья. Поэтому в этот праздничный день все ходят по улицам в насквозь промокшей одежде
Слайд 10. Американский Дед Мороз – Санта Клаус, его повсюду сопровождает олень Рудольф-Красный Нос, который умеет разговаривать. Для того, чтобы лететь по небу, Санта Клаусу стоит лишь засунуть палец в ноздрю. Санта может передвигаться и на упряжи оленей.
Слайд 11. Немецкие дети, сломав какую-нибудь игрушку, складывали обломки в камин, а вину сваливали на господина Ниманда ("НИКТО") - прообраза Деда Мороза.
Слайд 12. В новогоднюю ночь во Вьетнаме принято выпускать живых карпов в реки и пруды.
На Севере страны в доме под Новый год устанавливают цветущую ветку персика или украшают мандариновыми деревцами, увешанными оранжевыми плодами, символизирующими процветание. В этот период распускаются персиковые и абрикосовые деревья, мандарины и миндаль.
Слайд 13. Швеция. Новый год - праздник света. А вот Швеция подарила миру первые стеклянные елочные игрушки (в 19 веке). Там на Новый год принято не гасить в домах свет и ярко освещать улицы – это настоящий праздник света. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
Слайд 14. Италия. В Новый Год из окон летят утюги и старые стулья. Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому в Новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Итальянцам этот обычай очень нравится, и они исполняют его со страстью, свойственной южанам: в окно летят старые утюги, стулья и прочий хлам. Согласно приметам, освободившееся место непременно займут новые вещи.
На новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград - символы долголетия, здоровья и благополучия.
Слайд 15. Во Франции два Деда Мороза: одного зовут "Дед Январь" – Пер - Ноэль, ходит с посохом и носит широкополую шляпу. Он приносит детям в корзине подарки.
Второго зовут – Шаланд. Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
Слайд 16. Узбекский Дед Мороз Корбобо приезжает в узбекские кишлаки на ослике вместе со своей внучкой Коргыз
Слайд 17. Современные Дед Мороз и Снегурочка
Слайд 18. Дидактическая игра «Найди лишний предмет». Провести беседу о технике безопасности на новогодних мероприятиях.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему: Дед Мороз
Конспект занятия по развитию речи в детского саду в подготовительной группе: Письмо Деду Морозу
Конспект занятия по аппликации в детском саду "Новогодняя открытка в технике оригами"
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Новогодняя открытка»