Из опыта работы учителя-логопеда. Театрализованная деятельность в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Учитель-логопед Мельникова Светлана Владимировна
В настоящее время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, которые обучаются по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Это дети, у которых, как правило, не сформировано несколько звеньев единой языковой системы:
1) бедный словарь, часто только обиходный.
2) недостаточно сформирован грамматический строй речи,
3) страдает фонематическая сторона речи.
Следствием этого является практическое отсутствие связной речи. Кроме того, у детей слабо развиты базовые внеречевые процессы: моторика – общая и мелкая, восприятие, память, мышление и т.д. Детей отличает или крайняя расторможенность со своеобразными поведенческими реакциями или крайняя заторможенность, медлительность. Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность.
Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Большое значение для реализации этой цели в условиях дошкольного учреждения уделяется театрализованной деятельности, способствующей созданию условий для коррекции речевых нарушений детей и развитию их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
В коррекционной работе педагогами часто используются сюжетно-ролевые игры. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр заключается в том, они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
В коррекционно-развивающей работе мною используются следующие виды театрализованной деятельности.
В первую очередь, это инсценирование литературных произведений на фронтальных занятиях по развитию связной речи, например, таких как, «Три медведя», «Колосок», «Колобок», «Лиса и Журавль» и другие.
На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения используются
игры-драматизации с пальчиками. Движения пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связаны с речевой функцией человека, т.е. развитие функции руки и речи происходило у людей параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Развитие движений пальцев рук (мелкая моторика) как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Роль пальчиковых игр для развития мелкой моторики неоценима. Особый интерес к пальчиковой гимнастике возникает у детей тогда, когда используются элементы театрализации: куклы пальчикового театра, маски животных – героев разыгрываемых сюжетов. Иначе такой вид пальчиковой гимнастики мы называем «Расскажи сказку руками» или «Расскажи стихи руками». Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект
Игры-драматизации с куклами бибабо проводятся на подгрупповых занятиях и решают такие задачи, как активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи, они способствуют развитию мелодико-интонационной стороны речи, ее темпу и выразительности.
Игры-драматизации проводятся и на занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи. Следует отметить, что в театрализованной игре детям легче усваивать сложные речевые конструкции (построение сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), эффективнее осуществляется работа над словами сложной слоговой структуры. Дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Таким образом, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Таким образом, следует отметить, что:
• В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
• Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
• Происходит развитие различных анализаторов;
• Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
• Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
• Развивается эмоционально-волевая сфера;
• Происходит коррекция поведения;
• Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
• Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
• Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Через театрализованную игру:
- дети осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)
- речь детей становится более связной, выразительной, обогащается словарный запас, уровень коммуникативных способностей становится выше по сравнению с началом года.
- дети лучше выражают свои эмоции и понимают чувства других.
- у детей появляется интерес к театру как к виду искусства.
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованное представление по сказке Чуковского «Муха – Цокотуха» для детей старшей - подготовит
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"