Серия настольных логопедических игр «Мельничная карусель» - 4 игры
Автор: учитель-логопед Мельникова Светлана Владимировна
Данная серия игр была разработана и рассчитана на детей 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития)
Оборудование:
- Игра представляет собой 4 «карусели», состоящие из 2-х кругов, наложенных друг на друга. На одном круге – задания на 8 секторах, на другом – вырезанный 8-ой сектор для последовательного открывания заданий при вращении верхнего круга.
- Предметные картинки
Игра начинается с описания взрослым условий и правил игры, завершается игра поощрением ребенка (похвалой) после того, как все секторы каруселей пройдены.
Ребенок играет один под руководством взрослого, отсутствует соперничество между игроками, в конце игры ребенок в любом случае поощряется похвалой.
Средняя продолжительность 1 игры из серии – 4 минуты.
Игра используется как в помещении, так и на улице (в теплое время года) как элемент индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с ОВЗ.
Для Мельничной карусели №3 и №4 подбираются любые предметные картинки.
2 круга каждой «карусели» должны быть хорошо и безопасно закреплены, чтобы во время вращения их ребенком не происходило смещение кругов или рассыпания.
Карусель № 1 (4-6 лет)
Цели:
1. Автоматизация звука [р].
2. Совершенствование фонетической стороны речи.
3. Развитие мышления (в том числе мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения), памяти, внимания.
4. Закрепление обобщающих слов «профессия», «транспорт».
5. Развитие связной речи.
6. Совершенствование координации мелких мышц кисти рук.
Задания:
- Назови, какие картинки ты видишь (вращение ребенком «карусели», последовательное открывание секторов)
- Подбери еще слово со звуком [р]
- На какие 2 группы можно разделить все картинки (профессии, транспорт).
- Назови, какие еще профессии / виды транспорта ты знаешь.
- Какие инструменты нужны для каждой профессии.
- Определи местоположение звука [р] в каждом слове.
- Назови первый звук каждого слова.
- Назови последний звук каждого слова.
Карусель № 2 (4-6 лет)
Цели:
1. Автоматизация звука [с].
2. Совершенствование фонетической стороны речи.
3. Развитие мышления (в том числе мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения), памяти, внимания.
4. Закрепление обобщающих слов «мебель», «продукты».
5. Развитие связной речи.
6. Совершенствование координации мелких мышц кисти рук.
Задания:
- Назови, какие картинки ты видишь (вращение ребенком «карусели», последовательное открывание секторов)
- Подбери еще слово со звуком [с]
- На какие 2 группы можно разделить все картинки (мебель, продукты).
- Назови, какие еще предметы мебели / продукты ты знаешь.
- Какой продукт лишний? Почему? (сыр, потому что он молочный продукт, а все остальные – мясные)
- Определи местоположение звука [с] в каждом слове.
- Назови первый звук каждого слова.
- Назови последний звук каждого слова.
Карусель № 3 (5-6 лет)
Цели:
1. Развитие грамматической стороны речи – изменения по падежам.
2. Развитие мышления (в том числе мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения), памяти, внимания.
3. Автоматизация звуков (на уровне словосочетаний)
4. Развитие связной речи.
5. Совершенствование координации мелких мышц кисти рук.
Задание: вращая Карусель, используя знаки-символы и опорные слова / слова-действия, изменять названия предметов. Для игры можно использовать любые предметные картинки, которые самостоятельно выбирает ребенок из числа предложенных.
С целью автоматизации звука подбираются соответствующие картинки.
Что это? Именительный падеж
Нет чего? Родительный падеж
Радуюсь чему? Дательный падеж
Рисую кого/что? Винительный падеж
Иду с кем/чем Творительный падеж
Думаю о ком/о чем? Предложный падеж
Много чего? Родительный падеж множественное число
Молодец!
Карусель № 4. (6-7 лет)
Цели:
1. Развитие грамматической стороны речи – правильное употребление предложно-падежных форм.
2. Активизация словаря слов-действий (глаголов).
3. Развитие мышления, памяти, внимания.
4. Автоматизация звуков на уровне предложений (в связной речи)
5. Развитие связной речи.
6. Совершенствование координации мелких мышц кисти рук.
С целью автоматизации звука подбираются соответствующие картинки.
Задание: вращая Карусель, используя знаки-символы, составлять словосочетания или предложения. Для игры можно взять любые предметные картинки. В зависимости от выбранной картинки ребенок подбирает необходимый глагол (слово-действие).
Например:
- ребенок выбирает из числа предложенных картинку (автоматизация звука [ш])
- на «карусели» выпадает символ предлога «под»
- ребенок составляет предложение типа: машина стоит под мостом / машина заехала под навес и т.д.
Далее работа со следующими предлогами (машина отъехала от магазина, машина заехала в гараж и т.д.)
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников 4-6 лет
Логопедическое лото для детей дошкольников
Логопедические игры для детей 4-6 лет
Логопедическая игра для дошкольников "Кто/что в домике живет?"