Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Основы финансовой грамотности, 5 класс. Из чего складываются доходы семьи

Технологическая карта занятия «Из чего складываются доходы семьи»
Предмет: «Основы финансовой грамотности»
Класс: 5
Тема занятия: «Из чего складываются доходы семьи»
Форма занятия: занятие - практикум
Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об источниках доходов семьи.
Дидактическая задача: Выяснить значение понятия доход семьи и его сотавляющие.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей.
Предметные:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
- сформировать у учащихся представление об основных источниках семейного дохода.
Основные понятия: семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам, гонорар, премия)
Компетенции:
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять понятие собственность как источник доходов.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, пособие для учащихся, раздаточный материал.
Ход занятия
Этап занятия
Время этапа
Действия учителя
Действия ученика
Примечания
1. Орг. момент
1 мин.
Проверяет готовность к занятию
- Добрый день! Тема этого занятия вам очень близка из повседневной жизни. Прочитайте эпиграф на доске, как вы его понимаете?
«Старайтесь быть разумным,
А не богатым.
Богатства можно лишиться,
Разумность всегда с тобой»
Эзоп
Читают эпиграф. Рассуждают о его смысле.

2. Психологический настрой
5 мин.
Включает видеосюжет: «Азбука денег тетушки Совы» серия 3. (1мин.20), серия 6
Просмотр видеосюжетов

3. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
2 мин.
Задает следующие вопросы:
- Проследите связь, представленных на слайде картинках.
- Как назвать все вышеперечисленное одним словосочетанием?
Дают следующие ответы:
- деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,

- семейный доход или бюджет
Представляется слайд 1 (метод «Кроссенса»)
4. Постановка учебных задач. Планирование
3 мин.
О чем сегодня пойдет речь?
Какую учебную задачу мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Ответы учащихся: о том, откуда деньги появляются в семье. - Что такое семейные деньги? - Что может быть источником дохода семьи? Обговаривают план работы.

5. Изучение нового
10 мин.
Лекция-беседа
1. Почему нельзя прожить без доходов?
2. Откуда в семье появляются деньги? 3. Какие источники дохода семьи являются основными?
Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.
Основным доходом современного человека является заработная плата.
4. От чего зависит размер дохода семьи?
5. Какие способы увеличения дохода вы знаете?
6. Как связаны между собой размер заработной платы и уровень образования?
7. Какие виды оплаты труда вам известны?
8. С какого возраста можно работать полный рабочий день?
9. Почему принято говорить, что нужно учиться всю жизнь?
- Я вам предлагаю поработать в парах
Дополнить схему.
Вывод учителя.
Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.
Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.
Дети дают ответы на вопросы учителя.
Записывают термины в тетради.
Дети делают записи в тетрадях.
Представляется слайд 2.
Детям раздаются пазлы «Доходы семьи».
На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.

Слайд 3,4
6. Физ. минутка
2 мин.
Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.
Слад 5
7. Практическая работа
15 мин.
1. Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.
В семье Серёжи пять человек.
Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.
за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой
35 тыс. р. в месяц.
Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего
семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что
она зарабатывала в месяц до родов).
Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию
в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. р.в месяц.
Таким образом, суммарный доход семьи составляет:
35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.
Чтобы получить средний доход на одного члена се-
мьи, нужно суммарный доход разделить на количество
членов семьи.
Это составит:
72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.
2. Отметьте правильные ответы.
К доходам семьи относятся: 1) заработная плата членов семьи; 2) налоги; 3) стипендии; 4) деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду; 5) доходы в натуральной форме (урожай с дачного участка); 6) проценты от банковских вкладов; 7) потребительский кредит; 8) плата за коммунальные услуги; 9) пенсии; 10) прибыль от предпринимательской деятельности .
3. Определите регулярные и нерегулярные доходы семьи. Ответы впишите в таблицу.
Доходы семьи: 1) заработная плата; 2) пенсия; 3) премия; 4) временная подработка; 5) стипендия; 6) проценты от банковского вклада.
Регулярные доходы семьи
Нерегулярные доходы семьи
Дети с помощью учебника решают задачу.
Работа на карточке,
взаимопроверка в парах.
Коллективная работа.
Разбор задачи на доске.
Карточки индивидуальные.
Ответы крепятся на магнитной доске в два столбика.
8. Закрепление изученного материала
3 мин
В карточках раздать детям текст задачи для индивидуальной работы.
Предположим, что семья шестиклассника Ивана состоит из семи человек . Бабушка получает пенсию 9500 руб ., дедушка – 9000 руб. и социальное пособие 2500 руб . мама работает в научно-исследовательском институте и получает зарплату 20 000 руб ., а папа – водитель автобуса – зарабатывает 35 000 руб . в месяц . старшая сестра юля учится в институте, получает стипендию 1500 руб . и подрабатывает в кафе по выходным, за что ей платят 5000 руб ., а младшая сестрёнка аня учится в 3-м классе . Какой доход получается у этой семьи в месяц? Какую сумму составляет доход на каждого члена семьи?
Индивидуальная работа в тетрадях, решение задачи.
Выборочная проверка решений у некоторых детей.
9. Рефлексия
2 мин
- Оцените свою работу на занятии подняв монету разного достоинства?
- «Золотая», я работал на отлично,
- «Серебряная», я мог работать лучше.
Учитель говорит детям, что монетки они должны забрать – это их заработная плата за работу на занятии. По итогам каждого месяца монеты будут посчитаны доходы каждого ребенка и самый богатый получит премию в виде шоколадных монет.
Дети дают ответ, поднимают монетки.
Картонные монетки «золото» и «серебро».
10. Домашнее задание
2 мин.
Обсудим с родителями
1. Откуда берутся деньги в вашей семье?
2. Нарисуйте диаграмму связей «Доходы семьи» (творческая работа). 1. Напишите в центре листа главную мысль (вопрос, идею) или нарисуйте символизирующий её образ. 2. Вокруг этого центра разместите список всех видов дохода. Каждый вид обозначьте одним словом или нарисуйте для него символ. Используйте различные цвета. 3. Кратко охарактеризуйте в диаграмме каждый вид дохода: напишите, от чего он зависит, приведите примеры возможных для вашего региона размеров доходов. 4. Проверьте, все ли основные виды дохода семьи отмечены на вашей диаграмме связей. Сможете ли вы рассказать о доходах семьи по своей диаграмме связей?
Фиксируют задание.
Метод «Диаграмма связей"

Рекомендуем посмотреть:

Классный час "Бюджет студента" Урок финансовой грамотности в 5 классе с презентацией Конспект занятия по финансовой грамотности для старшеклассников. Тема «Финансовые махинации» Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по
Опубликовано: 955 дней назад (9 октября 2019)
Просмотров: 7726
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 9 октября 2019 в 22:37 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал в формате Word по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было увидеть и комфортно прочитать.

У Вас в работе используется презентация.
Вам необходимо выслать презентацию по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
В теме письма надо указать "Презентация для моего материала в блоге".
В тексте письма надо указать свои ФИО и сообщить, что вы желаете опубликовать презентацию к материалу, размещенному в блоге. Обязательно укажите ссылку на запись в блоге, для которой вы присылаете презентацию. Размер до 25 Мб. Презентация должна быть в одном файле формата .ppt или .pptx
Мы сами разместим презентацию.
Это всё записано в правилах.
С уважением, Администратор сайта