Педагогический проект для подготовительной группы ДОУ «Мы изучаем народные промыслы»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский детский сад No9» город Бендеры
Описание: Предлагаю ознакомиться с педагогическим проектом «Мы изучаем народные промыслы». Этот проект будет интересен для воспитателей, педагогов начальной школы. Участники данного проекта – дошкольники с ОВЗ первого года обучения.
Назначение: реализация с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ
Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2018 г. – ноябрь 2018 г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы No7 «Звоночки» МОУ «Бендерский детский сад No9».
Руководитель проекта: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель.
Актуальность: Сегодня проблема духовного и нравственного развития дошкольников актуальна как никогда. Такие понятия, как патриотизм, духовность, нравственность – всегда были и будут актуальными. Патриотизм, нравственные и духовные качества – это основа, на которую накладываются все остальные представления у дошкольника, чтобы сформировать гражданскую позицию будущего взрослого человека.
Педагоги проводят мероприятия по приобщению дошкольников в истокам народных традиций, культур, развивая познания в этой области и формируя патриотизм у дошкольников, гордость за свою малую Родину и ее народ.
Проблема: недостаточно внимания уделяется познаниям дошкольников о народных промыслах нашего региона, дошкольники в начале проекта вообще не могли назвать ни одного народного промысла.
Цель проекта: Расширение представлений детей о различных народных промыслах посредством использования разнообразной игровой и художественной деятельности.
Задачи проектной деятельности:
1. Подобрать необходимые материалы для ознакомления дошкольников с народными промыслами региона
2. Сформировать интерес к различным народным промыслам и их характерным особенностям
3. Закреплять технические навыки и умения для создания рисунков по народным промыслам, развивать умение передавать в рисунках сюжеты сказок, используя народные росписи, проявлять творчество при выборе композиционного и цветового решений.
4. Предложить рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Обеспечение проектной деятельности:
-
методическое: подбор иллюстративного, речевого и музыкального материала, дидактических игр по теме;
-
материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о различных народных промыслах, фотографии, сюжетные детские рисунки к русским народным сказкам.
Предполагаемые результаты:
- расширение представлений дошкольников о различных народных промыслах;
- формирование творческих умений при изображении героев русских народных сказок с использованием народных росписей;
- обогащение общего кругозора родителей о народных промыслах региона
Презентация проекта: выступление педагога Павловой В.В. на педсовете в ДОО
Методы проекта: беседы; НОД «Народные промыслы», «История русского народного костюма», «Народная вышивка»; викторина «Народные промыслы»; авторские дидактические игры «Народные промыслы»; совместная продуктивная деятельность.
Продукт проектной деятельности: изготовление совместно с детьми альбома о народных промыслах.
Практическая значимость исследования:
- обобщены представления о различных народных промыслах края;
- составлен конспект НОД «Народные промыслы»; «История русского народного костюма», «Народная вышивка»
- разработаны авторские дидактические игры;
- предложены консультации по ознакомлению дошкольников с народными промыслам для родителей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: (октябрь 2018)
Работа с детьми:
- Обсуждение тематики проекта
- Знакомство с некоторыми народными промыслами региона через проведение бесед
- Подготовка материала для выставки по русским народным промыслам.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей
- Обсуждение целей, задач и способов осуществления проекта
Работа педагога:
- Поиск и систематизация художественной литературы по знакомству дошкольников с народными промыслами
- Разработка плана проекта
- Анализ предметно – развивающей среды и создание условий для осуществления проекта
-Систематизация иллюстративного, дидактического и литературного материалов для осуществления проекта
- Выбор разнообразных материалов для детской деятельности.
Практический этап: (ноябрь 2018)
Работа с детьми:
- Беседы о различных народных промыслах родного края, экскурсия в историко – краеведческий музей
- Рассматривание иллюстраций с различными народными промыслами, различение народных промыслов по характерным особенностям
- Просмотр презентаций «Народные промыслы», «Народные вышивки», «История русского народного костюма»
- Авторские дидактические игры о народных промыслах края
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/didakticheskie-igry-dlja-doshkolnikov-35750.html
- Чтение
произведений о народных промыслах:
Ушинский К. "Как рубашка в поле выросла"
Каменева Е. "Волшебная глина"
Аракчеев Ю., Хайлов Л. "Чудеса из глины"
Уварова И. "Глина, вода и огонь"
Утевская П. "История фарфоровой чашки"
"Рассказы о стеклянной ниточке"
Ионеску И. "Хрустальный человечек"
Л.Яхнин "Серебряная птица - ажурное перо" "Веселое слово Хохлома" "Вкусные картинки" "Воздушные узоры"
Константиновский М., Смирнова Н. "Как ткани ткут и нити прядут"
Кривин Ф. "Сказки, добытые из-под земли"
-Разучивание
поговорок и пословиц о мастерах:
Дело мастера боится.
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Люби дело - мастером будешь.
Мастер дела за все берется смело.
Каков мастер, такова работа.
Кушанье познается по вкусу, а мастерство - по искусству.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
От ученого набирайся ума, а от мастера - сноровки.
У кого слишком чист инструмент, тот плохой мастер.
- Изобразительная деятельность, сюжетное рисование по русским народным сказкам
- НОД «Народные промыслы»; НОД «О народной вышивке»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/narodnaja-vyshivka-dlja-starshih-doshkolnikov-5-7-let.html; НОД «История русского народного костюма»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-istorija-ruskogo-kostyuma.html
- Викторина «Народные промыслы»
- Организация выставки детских работ «Мы рисуем народные промыслы»
Работа с родителями:
- Проведение бесед «Знакомство детей с народными промыслами»
- Проведение консультации «Как познакомить дошкольника с народными промыслами дома?»
- Проведение Мастер – класса «Народные промыслы родного края»
- Рекомендации по знакомству дошкольников с народными промыслами родного края
- Привлечение к расширению и дополнению развивающей среды группы
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение уголка по ИЗО авторскими дидактическими играми о народных промыслах,
- Оформление информации о народных промыслах родного края
Заключительный ( ноябрь 2018)
- Викторина «Мы знаем народные промыслы»
- Итоговое анкетирование родителей.
- Создание совместно с детьми альбома народные промыслы
- Анализ и обобщение результатов деятельности
Реализация проекта:
При ознакомлении дошкольников с народными промыслами они очень мало знали вообще о тех промыслах, которые есть в нашем крае и не могли назвать ни один из промыслов.
Объектом нашего творчества стали различные народные промыслы, о которых мы прочитали книги и решили сделать альбом о народных промыслах.
Результаты реализации проекта:
Дошкольники узнали очень много интересного о народных промыслах, прочитали различные произведения о промыслах и мастерах. Дошкольники закрепили умения и навыки при работе с цветными карандашами и красками, отображали свои впечатления о народных промыслах в рисунках.
При поддержке родителей пополнили уголок ИЗО авторскими дидактическими играми и оформили информацию о народных промыслах края.
Опыт работы над проектом «Мы изучаем народные промыслы» был представлен на педагогическом совете в ОДО.
Оценка эффективности реализации проекта:
В группе были созданы все условия для знакомства дошкольников с народными промыслами края через разнообразные виды деятельности. Дети нарисовали сюжетные рисунки с героями русских народных сказок, включая при этом в рисунки народные росписи, изготовили альбом с народными промыслами края.
В итоге нашей работы по приобщению детей к народным промыслам у детей развилось желание самостоятельно узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети умеют сами рисовать выразительные узоры на бумаге.
Родители с интересом узнали о народных промыслах родного края.
В результате мы сделали вывод о актуальности и отличных результатах в ходе работы над проектом.
Литература:
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2016
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2016
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе
Рекомендуем посмотреть:
Проект для детей подготовительной группы детского сада: Путешествие в подводный мир