Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в подготовительной группе. История русского костюма

Конспект НОД «История русского костюма» для детей подготовительной к школе группы
Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель спецгруппы МОУ "Бендерский детский сад №9" город Бендеры
Программное содержание:
Повышение общей осведомлённости, расширение знаний детей об одежде и ее деталях, расширение и обогащение словаря с использованием устного народного творчества и его элементов.
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, запомнить элементы костюма.
Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными (употребление правильных окончаний).
Воспитывать, любовь к родному краю, бережное отношение к одежде.
Материалы:
иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных песен.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Варварушке в деревню. Но для начала со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):
- С добрым утром, глазки! -Вы проснулись”?
- С добрым утром, ушки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! -Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! -Мы проснулись!
Воспитатель : Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Вот мы и готовы отправиться в путь. А на чем мы отправимся в путь- отгадайте:
Братцы в гости снарядились. Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд.)
Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте места в своих купе, закройте глазки и поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)
Вот мы и приехали в гости к бабушке Варварушке. Давайте поиграем в игру и расскажем, какие мы.
Игра "К бабушке в гости приехали внуки" ( Развитие артикуляционной моторики)
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих же движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание обеих щек, губы не пропускают воздух).
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременно надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через рот).
Какое у нас сейчас время года? Осень. Осень если дует ветер, какая погода? Ветреная. Давайте с вами изобразим, как дует ветер.
Дует легкий ветерок – ш-ш-ш Полный спокойный ненапряженный выдох
И качает так листок – ш-ш-ш
Дует сильный ветерок – ш-ш-ш Активный выдох с наклонами головы
И качает так листок – ш-ш-ш вправо-влево.
В лес пойдем сейчас гулять
Будем правильно дышать:
Носом воздух мы вдыхаем,
Через ротик выдыхаем.
Должен каждый так уметь,
Чтобы больше не болеть!
Дети делают вдох через нос и выдох через рот
Воспитатель: Я предлагаю вам пойти в гости к бабушке Варварушке. А живёт она вон в том домике, (указывает на макет домика). Сейчас мы тихонько подойдем и посмотрим, что там она делает.
Вместе идут и заглядывают в окошко.
Дети: А там нет бабушки.
Воспитатель: Да действительно, ребята, в домике никого нет. Наверное, бабушка Варварушка пошла на базар. Давайте подождём её и пока поиграем.
Мы с вами знаем пословицы и поговорки об одежде.
Пословицы и поговорки про одежду «Я начну, а ты продолжи»
«Шуба тепла и богата – жить вам легко и богато»
«Друг лучше старый, а платье новое»
«По одежке встречают, по уму провожают»
«У бабы рубашка – те же мешки: рукава завяжи, да чего хочешь положи»
«Не поносишь старого – не носить и нового»
"Какова пряха, такова и рубаха".
"Не одежда красит человека, а добрые дела".
"Не украшай платье, а украшай ум".
"Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а что бы ум копить".
"Красавина и в старом платье хороша."
Игра «Наоборот»
Пришивать – отрезать
Яркий – бледный
Снимать – надевать
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в какой одежде ушла на базар бабушка Варварушка?
Давайте мы с вами узнаем, в чем могла пойти бабушка Варварушка на базар, послушаем истории об одежде. Будьте внимательны.
«Сядем рядком, да поговорим ладком»
Сегодня я расскажу вам об истории мужской и женской одежды, о том, как люди одевались в старину.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась пояском (показ иллюстраций).

Сарафанный комплект носили на Руси в будни и в праздники начиная с 14 века. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна, шелка, парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой. (показ иллюстраций).

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
Вот так одевались женщины на Руси.
В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).
- А причёски? (коса или распущенные волосы).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники,платки)

Игра «Какой сарафан, кокошник, рубашка?»
Сарафан – нарядный, широкий, узорчатый, разноцветный, новый, праздничный…
Кокошник – нарядный, украшенный, разноцветный, узорчатый, праздничный…
Рубашка – удобная, нарядная, вышитая, праздничная, женская, новая…
Пальчиковая гимнастика «Две подружки, две портняжки…»
Две подружки, две портняжки. (Показать ладошки)
Взяли в руки по катушке, (Сжать пальцы в кулачки)
Даже сшили сарафан, Деду вышили кафтан,
Бабушке зашит жакет, Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки новой Перешит жилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам Перешито по штанишкам.
(Разжать по одному пальчику на обеих руках)
Игра « Одень куклу в женский русский народный костюм"
Детям раздают картинки с изображением элементов костюма (сарафан, кокошник, рубашка) и куклу. Каждый ребенок составляет свой женский русский народный костюм.
Продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета. Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»). Мужские штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.

Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи был кафтан. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, картузы, шапки)
Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак.
Вот так одевались люди в Древней Руси.

Игра « Одень куклу в мужской русский народный костюм»
Детям раздают картинки с изображением элементов костюма (штаны, рубашка и кепка) и куклу. Каждый ребенок составляет свой мужской русский народный костюм.
Загадки про элементы костюма
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный (сарафан)
С давних пор краса девицы
Не румяна,не ресницы.
Всюду русская краса-
С лентой длинная (коса)
Ходит девица с косой
С непокрытой головой,
Красоте помощник-
Расписной (кокошник)
Ворот вышит,а застёжка Сбоку подборотка.
Всем наряд известен этот
Как (косоворотка)

На руси с давних пор
Головной носят убор.
Они для женщин-украшенье,
Носят их они с уменьем.(кокошники, платки)
Сюрпризный момент: стучат в дверь.
Кто приехал? Мы, мы, мы! Ах, бабушка, Варварушка, это ты? Да, да, да!
Воспитатель: Ребята, наша бабушка Варварушка пришла! Ой где же ты была, бабушка Варварушка?
Бабушка Варварушка: Здравствуйте, детушки! Уж как я рада вас видеть!

Спасибо, что ко мне зашли. Была я на Ярмарке. Вот купила там волшебный сундучок. Хочу с вами поиграть. Отгадайте загадки из моего волшебного сундучка.
Игра "Герои из сказок"
• Румяный, круглый, тёплый бок, сбежал от бабки (Колобок)
• Огнём он всё живое губит, он не жалеет никого.– Зато Иван - царевич срубит мечом все головы его (Змей Горыныч).
• Ах ты, Петя – простота сплоховал немножко, Не послушался кота, выглянул в окошко (Петушок – золотой гребешок).
• По тропе шагая бодро сами воду тащат вёдра. (По щучьему велению).
• Эта сказочная штучка – плод и неба, и земли.
То, что дедка, бабка, внучка вместе вырвать не смогли. (Репка).
Дети собирают разрезанные картинки с героями сказок.



Бабушка Варварушка: Ребята, подождите! Я в дом только загляну. Вот вам кренделя в подарок от меня. Спасибо вам, приходите ещё.
Хоровод «Земелюшка- чернозём»
Воспитатель. Пора и нам возвращаться в детский сад. Занимаем места в купе и едем на поезде. Вот мы и приехали. Вам понравилось в гостях? Что вы там делали? О чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали на занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе на тему: Мой город Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР на тему: "Звуки А, У. Буквы А, У" НОД по развитию речи для подготовительной группы по сказке "Три медведя" (блок "Моя семья")
Проект в детском саду в подготовительной группе. Тема «Бендеры – наш город любимый!» | Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки по моделям
Опубликовано: 2184 дня назад (12 ноября 2018)
Просмотров: 8279
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Светлана Владимировна Шишкунова # 12 ноября 2018 в 22:24 +3
Замечательный конспект! Я думаю что ребятам школьного возраста, тоже будет интересно и позновательно узнать об истории своего народа и традиций.
Вера Валерьевна Павлова # 12 ноября 2018 в 22:28 +3
Большое Вам спасибо за комментарии!Детям очень интересно узнавать об истории своего народа!Рада, что Вам мои материалы тоже понравились!
Ольга Станиславовна Средина # 18 ноября 2018 в 08:49 0
Прекрасно иллюстрированная работа, Вера Валерьевна! И сколько всего Вы в материал вместили: и работу со словом и пальчиковую гимнастику и разрезные игры!
Браво!
ГОЛОС!
Галина Валентиновна Перевощикова # 9 декабря 2018 в 09:41 +1
Очень много разнообразного материала в занятии. Думаю, что занятие интересно и познавательно будет и для детей и для взрослых. Голос.
Вера Валерьевна Павлова # 9 декабря 2018 в 10:56 +1
Галина Валентиновна!Спасибо за комментарий.